Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. (Может ли философия быть использована, и если «да», то как, для решения актуальных проблем современного человечества?) — Студопедия

Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Философия, по его мнению, - это знание, лишенное чувственной конкретности, знание ≪о причинах и начале≫, ≪о сущности≫, ≪о сущем как таковом вообще≫.

Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в конце XVI - в начале XVII столетия, когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук - сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т. д. В этих условиях философия оказалась в положении шекспировского короля Лира, который в старости раздал дочерям свое царство, а они выгнали его на улицу, как нищего.

Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии. Эту специфику можно определить путем сравнения философии с предметами конкретных наук.

Они подобны и вместе с тем имеют отличия. Выделим ряд аргументов.

1. Философия, равно как и наука, является знанием общего; и философия, и наука отображают мир в понятиях и категориях. Другие науки, ограниченные своими предметами, способны к обобщению лишь в их границах. Для философии же характерно наличие категорий, которые имеют предельно широкий уровень обобщения, таких, как ≪закон≫, ≪бытие≫, ≪дух≫, ≪сознание≫, ≪причинность ≫ и т. п.

2. Научное знание является точным, однозначным и поэтому общепринятым для всех людей. Философское же знание является полифоничным, плюралистачным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные (неодинаковые) ответы, которые, что существенно важно, имеют равноценное значение. Иначе говоря, в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания - это ≪софийное≫ знание, понимаемое как мудрость.

3. Сближает науку с философией и то обстоятельство, что философия, как и наука, стремится логически обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Но научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям. Физические и химические формулы не подлежат моральной оценке. Философский же взгляд на мир всегда субъективен, ≪небезразличен≫: истины философии преломлены сквозь призму жизненных интересов и целей людей. Другими словами, философское мышление связано с целенaпpaвленностью и формированием ценностей, а научное мышление реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос: ≪почему≫, а философия - на вопрос: ≪для чего, с какой целью≫.


4. Специфической формой знания являются законы науки как отражение объективных связей, отношений, имеющие постоянный характер при определенных обстоятельствах. Знание законов химии, физики, биологии дает возможность человеку эффективно строить свою практическую деятельность и даже прогнозировать ее последствия. Так, без знания законов физики и механики были бы невозможны современные космические исследования, а без знания законов физиологии человека - современная практическая медицина. В отличие от науки, в особенности естествознания, у философии нет эмпирических законов. Нет у философии и методов познания, экспериментальных или же математических. Не владеет она и специфическими, конкретными средствами проверки вырабатываемых ею утверждений: философские проблемы, как правило, не имеют единых критериев решения (в особенности в рамках жизни отдельного человека).

5. Если наука является формой познания объективных, независимых от деятельности человека, инвариантных к ней структур материального мира, т. е. направлена на познание внешнего относительно человека мира, то философия является формой рефлексии человека и направлена на изучение внутреннего опыта развития его духовности. Рефлексия - специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии - отношение внутреннего мира к внешнему. Философия, таким образом, - это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами. Ведь нет ≪законов≫ действия совести человека, овладения им мировой культурой и искусством.

Взвесив приведенные выше факты и аргументы о соотношении философии и науки, можно сделать вывод, что философия - это своеобразная, особая форма человеческого миропонимания, форма, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Ее предметом является мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект - объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует:

1) природу и сущность мира;

2) природу, сущность и назначение человека;

3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится. Рассмотрим вкратце эти направления.

1. Философское исследование природы и сущности мира. Философов интересуют не детали (подробности), а общие принципы существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий вне и независимо от него, никем не созданный, существующий вечно. В таком случае речь идет о материальном принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется благодаря деятельности человека. Человек ставит перед собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель (человек -> цель-* деятельность -> результат). Чтобы выстроить, например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном бытии возник как результат какой-то идеи. На основании названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи. То есть вопрос о том, что же является первичным - мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет.

В зависимости от решения этого вопроса в истории философии выделяют два основных направления - материализм и

идеализм.

Материализм в решении основного вопроса философии исходит из того, что природа, бытие, материя являются первичными, а сознание, мышление, дух - вторичными. В соответствии с материализмом мир является материальным, т. е. существует сам по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он составляет единую и последнюю реальность, которая исключает любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, дух являются свойством материи и ее идеальным отражением. Материализм в различные исторические эпохи приобретал разные формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный, метафизический и диалектический.

Идеализм в решении основного вопроса философии стремится доказать, что дух, сознание - это первичное, а природа, материальный мир - вторичное. В зависимости от того, как идеализм понимает духовное первоначало, он делится на объективный идеализм и субъективный идеализм. В противоположность субъективному идеализму, который первоосновой считает сознание отдельного индивида, объективный идеализм первоосновой провозглашает абсолютное идеальное начало (мировой дух, ≪абсолютную идею≫ и т. п.), существующее вне индивидуального сознания и независимо от него. Объективный идеализм рассматривает материальный мир как продукт деятельности объективного духа (разума, идеи), как ≪инобытие духа≫.

Наряду с материализмом и идеализмом - монистическими направлениями философии (греч. monos - один) - в истории философии есть направление, которое стремилось преодолеть такую противоположность материального и духовного мира. Оно получило название дуализма (лат. duo - два), поскольку рассматривало материю и сознание как две независимые одна от другой, параллельно сосуществующие основы мира. Это была попытка компромисса.

Все эти направления объективно имеют право на существование, ведь они отображают результаты познания материального и духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в определенной степени противоположных. Но такая противоположность существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить их отношения, взаимосвязь, реально существующие в повседневной практической деятельности людей. В действительности же объективно и материя, и сознание (как свойство определенным образом организованной материи - человека) неразрывны. Материализм и идеализм не могут быть противоположными, а тем более ≪воинствующими≫, враждующими направлениями философии, если их представители не забывают об этой взаимосвязи тела и духа, материи и сознания.

2. Философское исследование природы, сущности и назначения человека. Без преувеличения можно сказать, что проблема человека занимает центральное место в философии. Конечно, человекаизучают биология, анатомия, языковедение, антропология,психология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальнуюцелостность, человека не рассматривает ни одна другая,кроме философии, система знаний. На протяжении многих вековфилософы анализируют природу и возможности человеческогоразума, особенности ощущений, соотношение биологического исоциального в человеке, а также разнообразные проявления духовногомира человека: язык, искусство и т. п.

Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще, решается сквозь призму практического овладения. Осознавая себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных, человек ощущает себя частью природы и исходит из признания своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает, как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему человека можно тоже решать как с позиции материализма, так и с позиции идеализма.

Исследуя природу и сущность человека, философия обращает внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление человека познавать реальный мир? Значительная часть философов положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.

Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-материалистов, поскольку их тезис о производном от материи характере сознания логически приводит к идее отражения материи сознанием. Если сознание порождается материей, то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫ материи и должно в своих основных содержательных характеристиках совпадать с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство идеалистов (главным образом - объективных), считая логичным ≪совпадение≫ мысли с ≪действительностью≫, поскольку сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫ с разумом.

Однако познаваемость мира рассматривается объективными идеалистами уже не как отображение реальности разумом, а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы, которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности), называя свою позицию агностицизмом (греч. a - не, gnosis - знание). Принципиально агностическую позицию занимает большинство субъективных идеалистов, которые считают единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания, опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты, не способен выйти ≪за границы≫ своих ощущений, опыта, поэтому объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для человеческого познания.

Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа исследуется в рамках философии. (Подробнее о природе, сущности и предназначении человека речь пойдет в разделе 12.)

3. Философское исследование системы ≪человек - мир≫ и состояний, в котором эта система находится. В самом деле, философское,мировоззренческое знание - это не только мир или самчеловек, а соотношение ≪человек - мир≫. Для философии принципиальноважно рассматривать эти противоположности не в отдельности,а соотносить их: как ≪человек≫ относится к ≪миру≫ и влияет на него; как ≪человек≫ воспринимает влияние ≪мира≫; как≪мир≫ воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои

свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое, психологическое или иное существо.

В центре исследования системы ≪человек - мир≫ всегда стоит вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается, то тогда как и по какой причине, в каком направлении происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими и имеют методологическое значение. В зависимости от ответа на них в философии сложилось два основных взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.

Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны, движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное преобразование одних вещей и явлений в другие, как уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют обособленно, без взаимной органической связи.

Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового. Источником изменений метафизики считают внешний толчок или столкновение различных предметов.

Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного и субъективного мира приобрела статус философского метода познания. Как рациональная методология диалектика включает в позитивное понимание всего сущего понимание его отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии реализуется в ее критическом (а не апологетическом) отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и человеческой деятельности.

Что касается метафизики как метода познания, то и она является отражением определенных особенностей процесса познания: его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются диалектикой или составляют ее некоторые элементы.

Метафизика - это исторически неизбежная философская теория развития, метод познания, занимающий определенное место в развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо ≪доказательства≫ их абсолютной противоположности и полного отрицания метафизики, что было характерным для марксистской философии советского образца, следует говорить об их дополняемости, об учете возможностей обоих философских методов познания.

В процессе исторического развития философии предметом

исследования стал человек в его отношении к естественному и общественному миру. Таким образом, философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе целого, в данном случае - мира.). За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным знанием. Однако в этой разветвленное есть свой порядок. Для структуры философского знания характерно выделение тех сфер реальности, опираясь на которые человек может эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно с этими сферами формируются и основные философские дисциплины, или основные разделы философии.

На основе осмысления природы, Вселенной возникают и формируются: онтология - это отдельная область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы, или натурфилософия - разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное бытие и природа в целом; теория развития - философское учение об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления.

Философское осмысление общества и его истории приводит к формированию следующих философских дисциплин: социологии - учению о фактах социальной жизни (разных по сложности социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);

социальной философии, исследующей закономерности развития общества, связи общества и природы, общества и человеческой индивидуальности;

философии истории - области философского знания, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, выяснение смысла и направленности истории человечества;

философии культуры, исследующей специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также особенности и закономерности культурно-исторического прогресса, человеческого бытия;

аксиологии (теории ценностей) - философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Философское осмысление человека приводит к формированию:

философской антропологии, анализирующей человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии, претендующей на то, чтобы не просто изучить человека, но и постичь смысл его появления в мире.

И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности; логика - учение о формах мышления; этика, объектом изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.; философия права, исследующая основания правовых норм, человеческую потребность в правотворчестве; история философии, которая изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития.

К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют также философские проблемы информатики, т. е. исследование современных способов и средств познания мира.

Итак, философия - сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат. functio - выполнение). Функции философии - это отношение философии к другим областям человеческого знания и сферам жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие из них такие.

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия является основой социальной ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Метод и методология познания - это та ≪нить Ариадны≫, которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в

бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.

Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах.

Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.

Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер поступков. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. И ценность философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые вопросы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и более широкий духовный опыт человечества как настоящую мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает, а с другой - предлагает.

Интегративная функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. Выполняя эту функцию, философия в идеале стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и отрицательный исторический опыт.

Критическая функция. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких предрассудков, ошибок, стереотипов, которые возникают на этом пути. Задача критического мышления - разрушать, расшатывать догмы и устаревшие взгляды. Это означает, что в системе культуры философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи

последующим поколениям.

Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Названные функции имеют как индивидуально-личностное, так и общественное значение.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности. Однако различные направления философии реализуют эти функции по-разному в зависимости от своего содержания, и результат их реализации для общества может быть как положительный, так и отрицательный.

Современная философия приобретает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания. Это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире относительно постиндустриальной эпохи и соответствующего ей уровня достижений науки. Она является теоретической моделью нарождающейся информационно-технологической цивилизации и способствует решению глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Формирование современной философии имеет необходимые предпосылки. К основным из них следует отнести: а) социальные, которые обусловлены становлением информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, ростом во всем мире ≪средних≫ слоев населения. Становление постиндустриального общества связано с возникновением нового типа работника, в котором

соединены высокий уровень профессионализма и культуры со знанием основ нового философского мышления; б) научные, связанные наук (синергетика, теория вакуума, антропный принцип, микроэлектроника и т. п.), определившими разработку современной картины мира; в) теоретические, обусловленные новыми разработками в области самой философии, ее связями с практикой.

Современная философия получила реальные возможности для позитивных контактов с различными школами. И такое взаимодействие изменяет ее мировоззренческие позиции, обеспечивает возможность творческой разработки фундаментальных теоретических проблем и социальной практики.

ВЫВОДЫ

1. Поскольку потребность в жизненном самоопределении характерна для всех людей, но не все люди являются философами, то первейшей формой ориентации человека в жизни является мировоззрение, которое является совокупностью представлений о месте человека в мире.

2. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности.

3. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Ниже приводим 10 философских теорий, которые могут изменить представление о мире.

1. Великое оледенение

Великое оледенение – теория о том, что наша Вселенная движется к своему концу.

Согласно этой идее, Вселенная располагает ограниченным запасом энергии, который, наконец, исчерпается, что приведет к абсолютной мерзлоте. Подразумевается, что тепловая энергия производится при движении частиц, а теплопотеря – естественный процесс, вследствие которого движение частиц замедляется и, видимо, в один прекрасный день все остановится.

2. Солипсизм

Солипсизм – философская теория, согласно которой, не существует ничего кроме индивидуального сознания. На первый взгляд нелепое утверждение. Как можно полностью отрицать существование мира вокруг нас? Но если подумать, то единственное, в чем вы можете не сомневаться, это ваше собственное сознание. Не верите? Задумайтесь на минутку и вспомните свои реалистичные сны. Разве не может быть такого, что все вокруг вас это невероятно сложный сон? Здесь можно возразить: нас окружают люди и вещи, в которых мы не можем сомневаться, потому что мы их слышим, видим, чувствуем их запах и вкус. Но люди, принимающие, например, ЛСД, точно также уверены, что могут коснуться своих наиболее убедительных галлюцинаций, хотя мы настаиваем на «нереальности» их видений.

Ваши сны имитируют ощущения, которые воспринимаются так же, как и информация, полученная от различных участков мозга. Если размышлять в заданном направлении, то в каких аспектах бытия мы можем не сомневаться? Ни в одних. Уверенности нет ни в курице, которую вы съели на ужин, ни в клавиатуре под пальцами. Каждый из нас может быть уверен лишь в собственных мыслях.

3. Философия субъективного идеализма

Джордж Беркли, отец идеализма, утверждал, что все существует как идея в чьей-то голове. Многие считали его теорию глупой, даже некоторые товарищи философа. История гласит, что один из его недоброжелателей с закрытыми глазами пнул ногой камень и сказал: «Так я это опроверг!» Подразумевалось, что если камень действительно существовал лишь в его воображении, то он не мог бы его пнуть с закрытыми глазами. Опровержение Беркли сложно для понимания. Он настаивал на существовании всемогущего и вездесущего Бога, который видит все и сразу. Правдоподобно?

4. Платон и логос

Платон – самый известный философ в мире. Конечно, у него были свои мысли о реальности. Он утверждал, что за пределами воспринимаемой нами реальности, лежит мир «идеальной» формы. Все, что мы видим, это лишь тень, имитация того, что есть на самом деле. Платон говорил, что, изучая философию, у нас появляется шанс мельком увидеть все так, как есть в действительности, обнаружить совершенные формы воспринимаемого. В дополнение к этому потрясающему заявлению, будучи монистом, Платон, утверждал, что все сотворено из единого вещества. То есть, по его словам, алмазы, золото и собачьи фекалии – все состоит из одного и того же базового материала, но в иной форме. С научным открытием атомов и молекул это утверждение в какой-то степени подтвердилось.

5. Презентизм

Время это то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся, и в каждый конкретный момент, как правило, делим его на прошлое, настоящее и будущее.

Презентизм утверждает, что прошлое и будущее это воображаемые понятия и лишь настоящее реально. Иными словами, и сегодняшний завтрак, и каждое слово в этой статье прекратит существовать после того, как вы ее прочитаете, пока вы не откроете её снова. Будущее мнимо, потому что время не может существовать до и после того, как произошло, согласно утверждениям Августина Блаженного.

6. Этернализм

Этернализм – полная противоположность презентизма. Это философская теория, основанная на многослойности времени. Все время существует одновременно, но измерение определяется наблюдателем. То, что он видит, зависит от того, на что он смотрит. Таким образом, динозавры, Вторая мировая война и Джастин Бибер – все существует одновременно, но может наблюдаться только в определенном месте. Если придерживаться такого взгляда на реальность, то будущее беспросветно, а свобода воли – иллюзия.

7. Мозг в банке

Мозг в банке – мысленный эксперимент, занимающий мыслителей и ученых, которые, как и большинство людей, считают, что человеческое понимание действительности зависит исключительно от субъективных ощущений.

Представьте, что вы просто мозг в банке, на который воздействуют инопланетяне или сумасшедшие ученые. Как вы можете об этом узнать? И можете ли вы отрицать вероятность того, что это ваша реальность? Такова современная интерпретация теории «злого демона» Декарта. Этот мысленный эксперимент приводит к аналогичному выводу: мы не можем подтвердить фактическое существование чего-либо, кроме нашего сознания.

Если вы сейчас вспомнили фильм «Матрица», то лишь потому, что эта идея легла в основу научно-фантастического боевика. Только в реальности у нас нет красной таблетки.

8. Теория Мультивселенной

Каждый современный человек хотя бы раз слышал о «мультивселенной» или о «параллельных вселенных». В соответствии с этой гипотезой, многие из нас (теоретически) представляют себе параллельные миры, похожие на наш, с небольшими (или значительными) различиями.

Теория Мультивселенной предполагает, что может существовать бесконечное число альтернативных реальностей. К примеру, в одной из них вас уже убил динозавр, и вы лежите в земле. А в другой – вы могущественный диктатор. В третьей, возможно, вы еще не родились, так как ваши родители еще не встретились.

9. Вымышленный реализм

Это самая увлекательная версия теории мультивселенной. Супермен реален. Да, Гарри Поттер тоже может быть реален. Это учение, учитывая бесконечное число вселенных, утверждает, что все должно где-то существовать. Таким образом, все наши любимые фантастические и фэнтезийные выдумки это могут быть описания альтернативных вселенных, в которых все необходимое сошлось в одном месте, чтобы возможный мир реализовался.

Основные понятия и термины:

Аксиология, антропология, бытие, вера, гносеология, детерминизм, диалектика, догма, догматизм, дуализм, закон, идеализм, идеальное, искусство, категория, концепция, культура, логика, материализм, методология, метод, методология, мировоззрение, мораль, натурфилософия, наука, объективный мир, онтология, принцип, социология, структура, сущность, теория, теория, философия, философский метод, функция, эстетика, этика.

Работа с терминами должна быть зафиксирована в «Словаре философских терминов и понятий».

Первый уровень понимания материала:

Контрольные вопросы для самопроверки:


  1. Что обозначает термин «философия»?

  2. Кем впервые использовано слово «философ»?

  3. Могла ли возникнуть философия до появления мира и религии?

  4. В чем специфика мифологического мышления?

  5. Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ.

  6. В чём специфика философского знания?

  7. Что является предметом философии?

  8. Что является объектом изучения философии?

  9. Как менялись представления о предмете философии в ходе ее развития?

  10. Дайте определение понятию мировоззрения.

  11. Что собой представляет обыденное мировоззрение?

  12. Дайте характеристику теоретическому мировоззрению.

  13. Что есть философское мировоззрение?

  14. Какова сущность материалистического мировоззрения?

  15. Каковы причины идеалистического мировоззрения?

  16. Каково соотношение философии и мировоззрения?

  17. Какие компоненты выделяют в структуре мировоззрения?

  18. В чем различие философского и научного знаний?

  19. Может ли философия выполнять идеологическую функцию?

  20. Как называется учение о нерасчлененности всех форм мышления?

  21. Как называется учение об одушевленности природы?

  22. Как называется учение о первичности материи и вторичности сознания?

  23. Назовите основные исторические формы материализма и идеализма, а также различия между ними.

  24. Какое место занимает философия в системе культуры?
Ответы на данные вопросы должны быть подготовлены в устной форме.

Вопросы для закрепления материала:


  1. В структуре мировоззрения выделяют четыре компонента:

  1. познавательный;

  2. ценностно - нормативный;

  3. эмоционально - волевой;

  4. практический.
Без какого из этих компонентов мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер?

  1. " Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, - никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука ". Действительно ли философия является искусством? Имеются ли достаточные основания для отождествления философии и искусства?

  1. В каком разделе философии изучается природа и сущность человеческой деятельности ее, активно - преобразующий характер, виды и формы общественной практики:

  1. онтология;

  2. гносеология;

  3. праксеология;

  4. антропология.
Что изучают другие разделы?

  1. Охарактеризуйте основной вопрос философии. Если возможны два принципиально противоположных ответа на основной вопрос философии , то какими причинами можно объяснить разнообразие философских школ в прошлом и настоящем?

  1. Назовите "вечные" вопросы, которыми занимается философия. Всегда ли эти вопросы имеют отношение только к философии?

  1. Может ли философия изменить мир? Каким образом?

  1. Раскрывает ли, по Вашему мнению, предмет философии следующее определение: "Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления"? Если да - то почему, если нет, то какое определение философии предложили бы Вы?

  1. Немецкий философ И. Кант сформулировал три главных вопроса философии:

  1. Что я могу знать?

  2. Что я должен делать?

  3. На что я вправе надеяться?
Сводным вопросом он считал следующий: что такое человек? Какие философские дисциплины отвечают на эти вопросы?

  1. Какой характерный признак философского способа освоения действительности нашел свое отражение в таких образах философии как "мать наук", "наука наук", "царица наук"? Выражает ли, на Ваш взгляд, этот признак специфику философского знания?

  1. Что такое основной вопрос философии? Что не включает в себя основной вопрос философии?

  1. вопрос о первичности материального и вторичности духовного;

  2. вопрос о познаваемости мира;

  3. вопрос о состоянии и структуре мира;

  4. вопрос о строении материи.
Обоснуйте свой ответ.

  1. Прокомментируйте следующие высказывания:
И. Фихте: "Вся философия не имеет в виду никакой иной цели, как только ответ на поставленные вопросы, а в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть".

А. Шопенгауэр: "Едва бы люди стали философствовать, если бы не было смерти".

Согласны ли Вы с такими формулировками целей философии? В чем Вы видите главную задачу философии?


  1. Философия основана на:
а) вере в Бога;

б) вере в человека;

в) вере в разум;

г) все ответы не верны.

Обоснуйте свой ответ.


  1. Философский материализм-это
а) стремление человека к материальным благам;

б) признание первичности материи и вторичности сознания;

в) уважение к естественным наукам и технике;

г) прославление человеческого разума.

Выберите правильный ответ и аргументируйте его.


  1. Определите правильное высказывание:

  1. идеалисты утверждают, что мысли, идеи существуют реально;

  2. идеализм признает сознание, определяющее материальное;

  3. идеалисты стремятся подчеркнуть роль идеалов в жизни человека;

  4. идеализм состоит в стремлении человека следовать в жизни определенным идеалам.
Что общего и в чем отличие объективного и субъективного идеализма?
15) Какая функция философии состоит в том, чтобы, вооружая людей знаниями о мире и человеке, оказывать влияние на формирование жизненных установок?

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) познавательная;

г) аксиологическая.


16) Прокомментируйте высказывание Цицерона: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай". В чем он видит предназначение философии?
Эти задания должны быть выполнены в письменной форме.
Второй уровень понимания материала:

Упражнения и задачи:


  1. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого – жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать". Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

  2. "Философия – такое занятие, такое мышление о любых предметах (физических, нравственных, социальных и т.д.), когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания". Какую особенность философского мышления абсолютизирует М. Мамардашвилли?

  3. "Философия – это сам процесс философствования, непосредственное жизненное духовное действие, которое в отличие от научного познания нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода". Прав ли К. Ясперс, отказывая философии в определенном предмете и методах? Ваше мнение об этом.

  4. "То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии – это размышления о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью. Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве". Каково основное предназначение философии с точки зрения немецкого философа конца XIX–начала XX вв. В. Виндельбанда?

  5. "Материя и сознание являются по сути дела конвенциальными понятиями…" – пишет Б. Рассел.
Энгельс утверждает: "Такие понятия, как "материя", "движение"…, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей…".

а) В чем принципиальная разница в суждениях этих двух философов о фундаментальных философских понятиях?

б) Являют ли они разное мировоззрение?


  1. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 282.)
а) Почему именно этот вопрос является основным вопросом философии?

б) Какие ответы на этот вопрос логически возможны?

в) Почему в истории философии господствовали, как правило, монистические системы?

г) Если логически возможны три ответа на основной вопрос философии, то как объяснить разнообразие философских систем в истории философии?

д) Назовите основные исторические формы материализма и идеализма и укажите различия между ними.

7. "Материализм, подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-научной области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма" (Ф. Энгельс).

а) В каких формах существует материалистическое мировоззрение? В чем принципиальная разница между ними?

б) Отрицает ли каждая последующая форма материализма содержание понятия "материя", заключенное в предыдущей форме?

8. "Что касается тех идеологических областей, которые еще выше парят в воздухе – религия, философия и т.д., то у них имеется предысторическое содержание..." (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 37. С. 419.)

а) В какой форме человек осознавал окружающий мир и свою собственную жизнь до возникновения философии?

б) Какова отличительная особенность дофилософского мышления?

в) Приведите примеры пережитков первобытного мышления в обычаях разных народов.

г) Откуда возникла вера в силу магических обрядов?

д) Имеют ли место проявления дофилософского способа мышления сейчас, в цивилизованном мире, в вашем собственном мышлении?

е) Найдите следы древнейшего сознания в нашем языке.

9. Сравните высказывания:

а) "Философия есть учение об отношении "Я" и "не Я", или, что то же, отношение между мышлением и бытием" (А. Лосев).

б) "Исторически каждое новое направление возникло в результате предшествующего философского анализа соответствующего предмета и методов исследования. Благодаря этому философия получила название "матери всех наук" (Эммери Ф.).

в) "Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей" (Данем Б.).

Укажите, какие функции философии определены в этих суждениях?

10. Следующие понимания философии являются более распространенными:

а) Философия – это учение о сущем (о мире, о природе и т.д.);

б) Философия – это учение о познании;

д) о сущности человеческой истории.
24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;

б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего;

в) материя – это объективная реальность;

г) атрибутом материи является движение;

д) пространство и время формы живого восприятия.
25. Что является объектом философского знания:

1. сфера художественной деятельности человека;


  1. нравственность;

  2. политико-правовое регулирование общественной жизнью;

  3. человек и его отношение к миру.

Ответы на тестовые задания должны быть зафиксированы в письменной форме.
Задания повышенной сложности:

ЦЕЛЬ: Развитие навыков философского анализа.

УСТАНОВКА: Любой текст допускает неопределенное множество толкований. Это и поиск первоначального, т.е. авторского смысла текста, это и способность связывать с текстом полученные ранее теоретические знания, сквозь призму которых содержание текста уточняется, детализируется, становится более содержательным, информативным. Толкование текста допускает также создание собственного нового смысла с целью установки диалога последнего с первоначальным авторским смыслом.

Алгоритм действий:

1) Поиск ключевого понятия или идеи текста.


  1. Характеристика известных философских направлений и принципов, определявших тем или иным образом сущность данного понятия или идеи.

  2. На основе этой характеристики определить философскую позицию автора текста (к какому из направлений относится, какой принцип выражает).

  3. Дать оценку авторского смысла текста относительно его объективности или прогрессивности (не противоречит ли этот смысл естественному положению вещей; насколько мысль носит обоснованный характер и т.д.).
5) Выразить собственную позицию по поводу данного понятия или идеи, сопоставить ее с авторской.

ОБРАЗЕЦ 1:

Текст : «…Двоякое скажу: то Одно вырастает, чтобы быть единственным

Из многого; то снова распадается, чтобы быть многим из Одного.

Двояко рождение смертных вещей, двояка гибель:

Одно из них порождает и губит схождение всех корней;

Другое разлетается, разодранное, когда они вновь разделяются,

И они (элементы) никогда не прекращают непрерывного чередования:

То действием Любви все они сходятся в Одно,

То под действием лютой Ненависти несутся каждый врозь»

Анализ: Ключевой идеей текста является утверждение в качестве первопричины изменчивости смертных вещей два противоположных друг другу начала: Любви и Ненависти. В данном фрагменте акцент сделан не на поиске первоэлементов, из которых все состоит, одной из центральных философских проблем античности, а на причинах периодической гибели и рождения как отдельных вещей так и Космоса в целом. Для философов Древней Греции прежде всего был закономерен поиск и первоначал чувственно воспринимаемого мира и первопричин изменчивости этого мира. При этом одни философы признавали в качестве первопричины Необходимость, Логос, Нус, другие, если судить по фрагменту, Любовь и Ненависть. В этом случае четко выражена экстраполяция человеческих качеств на все мироздание, что является одним из признаков принципа тождества макрокосмоса и микрокосмоса. Утверждение же в качестве первопричины изменчивости мира противоположных сущностей, полагающих гибель и рождение, свидетельствует об элементах диалектического понимания мира.

ОБРАЗЕЦ 2:

Текст : «Философы всегда обоснованно подозревали, что мир не таков, как он видится. Что за миром видимости скрывается сущность, не познав которую, не поймешь и того, что составляют явления в своей случайной и закономерной связи».

Анализ: Ключевая идея, выраженная во фразе «за миром видимости (миром явлений) скрывается мир сущности, не познав который, не поймешь мир видимости, т.е. явлений» отражает прежде всего специфику предмета философии, а соответственно и специфику философского познания. Специфика же философского познания изначально определялась стремлением выявить предельные основания бытия, так называемую первосущность мира, что стало предметом онтологии, основного раздела философии. Если же учесть хронологию развития философской мысли, то со времен Парменида и вплоть до Нового времени предметом онтологии, в отличие от натурфилософии, был мир исключительно умопостигаемый, и именно он полагался как подлинный, то при определенных оговорках можно допустить за текстом утверждение дуалистической картины мира с уклоном в сторону идеализма. Дуализм проявляется в удвоении мира на мир сущности и мир явлений, а идеализм – в приоритетной роли мира сущности, мира идеального.В качестве примера может выступать концепция мира эйдосов Платона. Но с другой стороны, в более поздние периоды истории в качестве основной задачи философии начинает все более утверждаться установка на выявление предельно общих оснований, принципов и законов бытия природы, общества и мышления, реализация которой достигалась только благодаря обобщению данных частных наук. Примером такой установки может служить диалектико-материалистическая философия.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ .

Опорные знания : основные подходы к определению философии; специфика философского знания; предмет философии и его историческая динамика; основной вопрос философии; философские направления и принципы: материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, метафизика, диалектика; основные разделы философии: онтология, гносеология, антропология, социальная философия; функции философии.

Текст 1. «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях»

Текст 2. «…Философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом , никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных, ибо то, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией, так как относится к конкретным областям знания»

Текст 3. «…Любовь философа к мудрости по-своему трагична, ведь он посвящает себя той Абсолютной истине, относительно которой он заведомо знает, что обладать ею никогда не сможет, хотя именно желание обладать ею и составляет смысл его жизни»

Текст 4. «…Философия это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью, формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, т. е. сущностных отношений человека к миру»

Текст 5. «…В истории философии не наблюдается прогресса, но вне истории философии, в принципе, нельзя понять, чем она является. История философии представляет собой постоянное определение самой себя, которое никогда не завершится.»

Текст 6. «…Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению сама возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности»

Текст 7. «…Философия есть извечный диалог с теми, кто уже ставил задачу и как-то ее решил, с теми, кто сегодня ее решает и даже с теми, кто считает, что в этой задаче нет никакого смысла»

Текст 8. «…Парадокс философии в том, что в ней нет абсолютно истинных знаний, как и нет абсолютно ложных. Свою меру истинности могут содержать совершенно противоположные взгляды?»

Текст 9. «…Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем больше выделяется общественностью и образованностью, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства лучшего блага, чем иметь настоящих философов»

Текст 10. «…Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией, потому что никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»

Текст 11. «…Если хочешь излечиться от невежества, надо сначала в нем признаться… В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание»

Задания:

1) Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте.


  1. Какой из текстов, по вашему мнению, наиболее близко выражает специфику предмета философии?

  2. Какой из текстов, по вашему мнению, наиболее близко выражает специфику философского познания.
4) Сущность каких функций философии можно проследить в перечисленных текстах?

  1. Расположите фрагменты в определенной вами логической последовательности.

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

Философия — одно из древнейших средств познания и преобразования мира. Впрочем, не единственное — инструментарий древнего (и еще в большей степени современного) человека достаточно обширен. Мифология, религиозно-психологические доктрины, точные науки — вот далеко не полный перечень.

Возникновение философии: от общего к частному и обратно

Мыслители древности вовсе не являлись обладателями непреложных, а тем более тайных, знаний. Возникновение философии (любви к мудрости) связано с жаждой познания, а истинно познать что-либо, не полюбив его, как известно, невозможно. Поэтому философия — не истина в последней инстанции, но только желание владеть ею — некое состояние сознания, при котором человек стремится к обладанию невозможным.

Древние вопросы

Платон и Аристотель формулировали это предельно ясно: познание и философия начинаются с изумления. А удивлялся человек во все времена звездному небу и солнцу над головой, переменчивости и неизвестности собственной судьбы. Поэтому античная философия изначально интересовалась «последними» вопросами бытия. Как возникла и устроена Вселенная ? Что есть человек и в чем смысл его существования?

Случались на этом пути и курьезы. Однажды философ Платон дал следующее определение, которое пользовалось огромным успехом в древних Афинах: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Киник Диоген, прослышав об этом, вылез из своей бочки, ощипал петуха и принес в Академию со словами: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Современные парадоксы

Подобные уточнения свойственны, однако, не только античной философии, но и современным глубоко специализированным наукам. Чего стоит одно лишь погружение ученых в недра атома, который становится при этом сложнее не по дням, а по часам, и дробится на все более элементарные частицы.

Среди последних, кстати, присутствуют не только «неуловимые» бозоны, но и гипотетические тахионы, движущиеся исключительно со скоростью выше световой, по причине чего (простите за каламбур) возможно нарушение принципа причинности.

Предмет философии в античности: физика и нравственность

Метафизика («первая философия») древности, напротив, включала в себя весь комплекс наук, которые еще не были разделены на узкие дисциплины. С одной стороны, она освобождала человека от страха и суеверий. Так, один из семи греческих мудрецов Фалес первым объяснил причины и механизм солнечных затмений. Это было особенно важно для архаичной Эллады, поскольку древнегреческая мифология обожествляла природные силы, но не имела единого божества, ответственного за счастье и горести человека.

Нравственные заповеди античности

С другой стороны, еще до возникновения философии Сократа мудрецы призывали человека обуздывать собственную душу.

Учили они самым очевидным вещам:

  • «Почитай богов». (Солон)
  • «Причиной любой удачи считай богов, а не себя». (Биант)
  • «Отца надо уважать». (Клеобул)
  • «Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство». (Пифагор)
  • «Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы». (Солон)
  • «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда». (Хилон)
  • «Не лги, но говори правду». (Солон)
  • «Не обогащайся нечестным путем». (Фалес)

Позднее философия Платона (V-IV вв. до н. э.) стала одной из первых метафизических систем, которая учила о бессмертии души и посмертном воздаянии за земные деяния. А Аристотель на вопрос: «Как вести себя с друзьями?» - отвечал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Кто сказал первый?

Конечно, извечный спор о том, кто раньше сформулировал наиболее общие этические принципы, едва ли будет однажды разрешен однозначно. Это тем более невозможно, что и священные книги (Тора до середины VII в. до н. э.), и естественно-научные труды (книги Аристотеля и Феофраста до I в. до н. э.) нередко исчезали из обращения на несколько веков.

Степень взаимовлияния философских, религиозных и этических идей определить по этой и ряду других причин крайне сложно.

Осевое время: единство мира и философские учения

Бесспорно другое. Философия истории в лице К. Ясперса указывает на существование некоего осевого времени (приблизительно с 800 по 200 гг. до н. э.), когда сформировались все основные религиозно-этические и философские учения, в той или иной форме существующие и в наши дни. В этот период произошли колоссальные изменения, которые сделали человека архаичного чрезвычайно близким нашим современникам в духовной и этической сфере.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Собственно, наибольшие перемены в мышлении произошли в течение VI-III вв. до н. э. На Востоке — это время Заратустры, Будды, Лао-Цзы и Конфуция. Для эллинского мира данного периода характерно снижение влияния греческой мифологии, изменение ролей прежних и появление новых обитателей Олимпа. Так, в V в. до н. э. возникает культ Тихе — богини случая, поклонение которой становится повсеместным в период эллинизма. Во многих полисах (Александрии, Антиохии) она становится покровительницей городов.

Время очевидных этических наставлений семи мудрецов VII-VI вв. до н. э. сменяется появлением первых философов и интересом к устройству мироздания (Гераклит), поиску первоэлементов Вселенной (Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Демокрит). После нравственных наставлений Сократа, диалогов Платона и метафизики Аристотеля в античной философии возрождается интерес к этическим проблемам. Почти одновременно в III в. до н. э. возникают и расцветают школы стоиков (Зенон), киников (последователи Диогена), скептиков (Пиррон), эпикуреизма.

Человечество как бы одновременно во всех уголках планеты созревает к тому, чтобы задуматься о смысле собственного существования.

Влияние античности на средневековую философию

Все последующие преобразования духовной жизни человечества базировались именно на достижениях «осевого времени». Реформирование и появление новых теологических доктрин происходило на базе уже существовавших религий (преимущественно монотеистических) и сакрально-психологических учений. Средневековая философия полными пригоршнями черпает идеи из доступных древних источников.

Европейское Возрождение также было связано не только со следованием античным образцам в искусстве, но и в значительной мере — с новым открытием и перепрочтением философии Аристотеля . Его учение достаточно сильно повлияло на формирование взглядов Фомы Аквината.

Впрочем, и неоплатонизм стал существенной частью новозаветной религиозной традиции. В разной степени он оказал влияние на святых отцов и византийской (Василий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник), и западноевропейской ветвей христианства (Блаженный Августин, Ансельм Кентерберийский, Мейстер Экхарт).

Античная философия и власть

В древности знание было не менее ценно, нежели деньги и власть. Собственно, мудрость являлась весьма и весьма востребованной валютой. Античных философов принимали самые могущественные властители мира: царь Персии, тиран Сиракуз Дионисий, египетский фараон Нектанеб.

Поход Александра и философские эксперименты

О встречах и беседах Александра Македонского с Диогеном хорошо известно. Однако, не все знают, что в персидском походе великого завоевателя сопровождал целый штат философов, в числе которых были Анаксарх, Пиррон, Каллисфен. В каждой из завоеванных земель царь находил возможность и время для ученых бесед с религиозными и философскими светочами покоренных народов. Так было в Персии, Египте, Палестине, Индии.

По сути, поход Александра являлся практическим воплощением сразу нескольких теоретических тезисов философии Аристотеля:

  • о деятельном уме,
  • философствующем правителе,
  • рабской природе варваров и справедливости захватнических войн против них.

Империя Александра Македонского и современный глобализм

Но на практике ученик не оправдал надежд своего воспитателя — отчасти из-за ранней смерти, к которой якобы был причастен сам Стагирит, в большей мере — из-за повсеместного принятия обычаев и воззрений покоренных народов.

Тем не менее, он успел соединить в глобальный гордиев узел мир, в котором мы обитаем и сегодня. И если мультикультурность в современном мире, как ни удивительно, — заслуга «кровожадного завоевателя» Александра, то животная ненависть к иноязычию и отрицание непривычного мировоззрения, как ни парадоксально, - отзвук рафинированной философии Аристотеля .

Философское мышление и картина мира

Результат философского деяния не всегда предсказуем. Тем не менее, любое осмысленное метафизическое действие способно радикально изменить окружающий мир.

Земля под ногами

Простой пример: в конце III в. до н. э. Эратосфен с минимальной ошибкой вычислил размер окружности земного экватора.

Впоследствии на протяжении более чем полутора десятков веков обыватели уверенно шагали по плоской Земле, покоящейся на трех китах. И хотя в практическом смысле это мало что меняло для человека Темных Веков, у средневековой философии в пазле мироздания оставалось чересчур много невостребованных фрагментов.

Мир в голове

Специфика философии состоит именно в том, что определенный набор исходных положений позволяет сконструировать совершенно особенный и неповторимый ландшафт мироздания:

  • загадочная и непознаваемая Вселенная, о которой невозможно сказать ничего определенного — поскольку все инструменты познания (и чувственные, и разумные), согласно Пиррону, весьма недостоверны;
  • мир, существующий исключительно для меня одного: возникающий (как утверждает солипсизм), когда я обращаю на него взор, и исчезающий, если я отворачиваюсь либо закрываю глаза;

  • космическая обитель, где (согласно философии Эпикура) телесная боль непродолжительна, смерть не имеет никакого отношения к человеку, но в которой, тем не менее, нельзя жить сладко, не живя разумно и праведно.

Иллюзии и аллюзии

Скажете, что все это иллюзия? А что, в конце концов, не иллюзия? «По уговору холод, по уговору тепло, по существу же лишь атомы и пустота», — как говорил Демокрит.

Или такая уж вовсе анекдотическая ситуация. На столик Декарта в ресторане кладут винную карту. «Что-нибудь еще будете пить?» — «Не думаю», — отвечает посетитель, и исчезает…

Официант лишь разведет в недоумении руками. Но человек, помнящий изречение «Я мыслю — следовательно, я существую», с радостью отметит возможность абсолютно бесплатно получить волшебный шанс мыслить и исчезать из мира по собственному усмотрению.

В конце концов, философия — пожалуй, наиболее действенный инструмент, который позволяет сделать мир коммуникативно определенным и уникальным одновременно, а человека (субъекта, индивидуума, адепта, юзера) в нем — самодостаточным и сознающим цели и пределы собственного существования.

Основные события осевого времени в Древнем Китае представлены на видео.


Top