И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Иисус Христос есть Господь в славу Бога Отца

Иисус уничижил Себя Самого. Он мог бы этого не делать, но Он желал этого. Иисус смирил Себя и стал послушным. Нет смирения без послушания. Когда человек смирен, то он готов даже на страдания ради того, перед кем он смирился. Так поступил Иисус и поэтому Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.

Если мы желаем, чтобы Бог поднял нас, мы должны по­зволить Богу изменить нас настолько, чтобы мы были гото­вы быть смиренными, служащими, как Елисей.

Готовы ли мы выполнять самую незаметную, неважную работу и не бить себя в грудь, говоря, что мы здесь самые главные и самые важные? Готовы ли мы служить другим людям? Наше смирение перед Богом измеряется тем, на сколько мы готовы быть смиренными перед обычным людьми. Иногда мы согласны смиряться пред Богом, но не можем быть смиренными перед Его служителями, через которых Он двигается. Однако, служить таким людям, равносильно тому, что служить Богу.

Иногда нам трудно служить людям, так как каждый человек имеет свои слабые стороны и недостатки. Часто, когда мы замечаем их, наше желание служить пропадает. Однако настоящее смирение выражается не в том, что мы служим людям, которых обожаем, но в том, что мы служим людям, к которым не испытываем особой симпатии. Это и есть на­стоящее смирение.

Говоря о Елисее, обратите внимание, что Бог не призывает ленивых людей. Господь ищет таких, которые усердно трудятся на том, месте, где они находятся. И, когда Бог призывает их, они в полном смирении готовы оставить все рада того, чтобы идти с Богом.

Какое-то время Илия был вместе с Елисеем. Нельзя определенно сказать, сколько времени это длилось. Но это было не один день и не два, а достаточно долго. Все это время Елисей служил Илии.

В 4-Царств 2:1-2 говорится, что Илия и Елисей шли из Галгала . Илия предложил Елисею не идти за ним, а остаться в Галгале, но Елисей отказался оставить Илию и отправился вместе с ним в Вефиль.

Слово «Галгал » означает колесо, круг. Галгалом можно назвать наши традиции, привычные подходы к жизни, к служению и т.п.

Иногда именно эти вещи являются самым большим врагом для успешного служения, для подъема, для перемены нашей внутренности. Я в своей жизни, как и все люди, также имел определенные убеждения. Нашим «галгалом», кругом могут быть не только методы осуществления каких-либо дел, но также наши убеждения. Мы можем быть убеждены в чем-то хорошем или плохом настолько, что не желаем изменять своих убеждений, даже если они неправильные. Таким образом, мы словно находимся в колесе, в котором постоянно вертимся и не можем выйти. Это не позволяет нам получить прорыв и подняться выше.



Бог желает, чтобы мы вышли из этого круга, перестали находиться в своих догмах и убеждениях относительно других людей.

Я не знаю, по какому кругу идете вы в своей жизни. Но Бог I желает, чтобы вы вышли из этого круга, из догм и традиций. Он желает, чтобы вы оставили свой Галгал.

Илия предложил Елисею остаться в Галгале, но он не согласился. Елисей сам принял решение выйти из Галгала. Тебя никто не заставит выйти из твоего круга. Ты сам дол­жен придти к пониманию того, что тебе нельзя больше оста­ваться на этом месте.

Вообще, в каком бы положении мы ни находились, в очень плохом или в очень хорошем, у нас всегда должно быть же­лание оставить это место и подняться выше. Возможно, другой человек на месте Елисея и согласился бы с предложением Илии, но Елисей был настойчивым. На­стойчивость - это одно из главных качеств, необходимых для того, чтобы подняться в Боге. «Делая добро, да не унываем» , - говорится в послании к Галатам 6:9.

Нам необходимо учиться быть настойчивыми. Настойчи­вость помогла Елисею продолжать искать и стремиться к большему, даже тогда, когда было трудно. Мы должны на­стойчиво утверждаться в том, что сказал нам Бог и не сда­ваться, а стоять до конца.

Если Бог поручил тебе проповедовать - проповедуй, не­взирая ни на какие сложности. Если Бог поручил тебе мо­литься - молись, невзирая ни на какие кризисы. Будь на­стойчивым там, где Бог поставил тебя. Если Господь дал тебе бизнес - продолжай настойчиво добиваться успеха даже если вокруг одни проблемы.

Я понял, что если Бог молчит и не дает нам никаких новых указаний, значит: или мы не молимся и потому не получаем, или Господь еще не поменял Свои планы относительно того, что Он поручил нам делать раньше. Следовательно мы должны продолжать делать то, что делаем.



Настойчивость Елисея помогла ему идти вперед и получить то, что Бог имел для него.

Илия также обладал таким качеством, как настойчивость, Иначе, ему бы не удалось победить 850 лжепророков, кото­рые стояли против него. Хотя обстановка была весьма угрожающей, Илия не испугался. Он настойчиво продолжал сто­ять на том, что если Бог сказал, то так все и случится. Буду­чи настойчивым, он победил и народ узнал, что есть один Господь Бог.

Порой из-за того, что мы недостаточно настойчивы, мы не видим тех больших чудес, которые Господь хотел бы сде­лать через нас. Будем же людьми, настойчивыми до конца в любом деле, чтобы Господь получил через это славу. 4

Когда Иаков, убегая от своего брата Исава, вышел из дома своего отца, он отправился к своему дяде Лавану в Харран. По дороге он остановился в одном месте на ночь. Там Гос­подь разговаривал с ним во сне. Проснувшись, Иаков взял камень, который он положил себе изголовьем, поставил его памятником и возлил на верх него елей. Иаков дал тому ме­сту имя Вефиль , что значит Дом Божий (Бытие 28 глава).

Вефиль - это то место, где мы встречаем Бога. Выходя из своих привычных традиций, мы входим в Божье присутствие. Многие люди никогда не чувствуют Божьего присутствия, потому что они живут формальностями. Как только мы оставим свои традиции и догмы, полнота Божьего присутствия придет в нашу жизнь. Елисей был настойчив и, вместе с Илией, он пришел в Вефиль.

Затем (4-й стих), Елисей и Илия пришли в Иерихон . Иерихон означает благоухание. Это место, где «стены» нашей жизни, наши твердыни начинают падать, и мы становимся другими людьми. Я нередко видел людей, которые уже находятся в Божьем присутствии, но еще многие «стены» стоят в их жизни.

Мы знаем, что шесть дней обходили воины во главе с Иису­сом Навином с ковчегом и трубами город Иерихон. На седь­мой день, когда они громко воскликнули, стены Иерихона обрушились, и жители города были истреблены (Иисус На- вин 6 глава). Бог желает, чтобы стены нашего «Иерихона» рухнули. У разных людей есть разные «стены», которым необходимо упасть. У кого-то - это обиды, хвастовство, гор­дость, а у кого-то эгоизм или зависть. Господь желает, что­бы все ненужные «стены» в нашей жизни рухнули, чтобы мы стали другими людьми.

Далее Елисей и Илия пошли в Иордан (6 стих). Бог хочет, чтобы мы дошли до Иордана. Иордан - это место перехода к тому, что мы ожидаем от Бога. Именно Иордан стал местом перехода Израильского народа в обетованную землю. Ман­на с небес перестала падать также в Иордане. Илия дошел вместе с Елисеем до Иордана. Именно там Ели­сей получил милоть Илии для действия (4-я Царств 2:13).

Елисей попросил Илию, чтобы дух, который на Илии, был на Елисее вдвойне. Илия ответил, что так будет, если Ели­сей увидит, как Илия будет взят от него. Елисей бодрство­вал, он видел, как вдруг явилась огненная колесница, и Илия понесся в вихре на небо (11 стих). Он был внимательным, бодрствовал и поэтому получил то, что просил.

Слово Божье говорит нам:

«Трезвитесь, бодрствуйте» (1-е Петра 5:8).

Мы не должны спать, Нам нужно всегда быть трезвыми и бодрыми, чтобы не потерять то, что Бог хочет нам дать.

Глава 10

Положительное отвержение

Продолжая говорить о людях, чьи жизни изменились так, что Божий огонь пришёл на их жизнь, сила Божья и Дух Святой начали двигаться через них, я не могу обойти апос­тола Павла.

В книге Деяния Святых Апостолов, в 9-й главе, мы встре­чаем гонителя Божьего Савла, который, услышав голос Божий, упал на землю и покаялся. В Дамаске был ученик по имени Анания, который помог Савлу принять Духа Свя­того, чтобы он был исполнен силой Божьей.

Анания, по повелению Божьему, пришел к Савлу и возло­жил на него руки, чтобы он исполнился Святого Духа.

Савл был несколько дней с учениками в Дамаске и уже на­чал немного проповедовать в синагогах об Иисусе. Когда Савл прибыл в Иерусалим, ученики Иисуса боялись его и не хотели приближать его к себе. Они еще не могли поверить, что этот же Савл, который был таким яростным гонителем последователей Иисуса, теперь проповедует о Нем (26 стих). Ученикам было трудно сразу приобщить Савла к себе.

Иногда и в нашей жизни случается, что люди не совсем доверяют нам и не желают быть с нами в тесных отношени­ях. Это случается из-за нашей прежней жизни или просто потому, что мы им чем-то не нравимся.

Иисус призвал Савла, и он покаялся. Однако, несмотря на то, что Сам Иисус привел Савла к Себе, Его ученикам нелег­ко было поверить в это, понять и принять Савла.

В своей жизни мы также можем ощущать некоторое отвержение. Иногда оно даже нужно нам. Если бы ученики сразу приняли Павла (Савла), то он не стал бы искать Бога так, как он искал Его, а понадеялся бы на учеников. Воз­можно, он начал бы каким-то образом копировать их и делать то, что они делали. В таком случае Павел попал бы в ту же струю, в которой были ученики. Я не говорю, что это было бы плохо, но Бог хотел внести что-то новое, свежее через Павла. Если бы Павел так легко был принят учениками, то он не смог бы потом сказать: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» (1-е Коринфянам 11:23).

Ему бы пришлось сказать: «Я от самого Петра принял», или: «От самого Иоанна принял», - но это не было бы от Самого Господа.

Иногда весьма полезно иметь такое, я бы сказал, положи- тельное отвержение. Как и всякое отвержение, оно будет болезненным, но оно нужно для того, чтобы те большие дела, которые Бог желает делать через нас, исполнились.

Иногда Господь будет вынужден допустить, чтобы нам не разрешили присоединиться к кому-то или к чему-то, чтобы нас где-то не приняли. Это нужно нам для того, чтобы никто не смог ничем разбавить то, что Господь дает нам, и чтобы никто не думал, что мы имеем силу благодаря помощи кого-то из людей. Быть, в какой-то степени, отверженными нам нужно, чтобы мы имели полноту Божьего откровения.

Я знаю, что когда я не надеюсь на людей и ничего не ожидаю от них, именно в эти моменты я начинаю больше нуж­даться в Боге, искать Его и к Нему стремиться.

Написано об Иисусе Христе:

«камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Луки 20:17).

Для того, чтобы Иисус стал краеугольным камнем, Его от­вергли. Иисуса оставили, с Ним не согласились, но это ниче­го не изменило в Божьем плане. Отвержение со стороны людей не говорит о том, что Бог отвергает. Не меряй отно­шение Бога к себе тем, как к тебе относятся люди, поскольку отношение людей всегда весьма условное. Главное ис­кать Бога. Конечно же, я не имею в виду, что не нужно при­слушиваться к мнению людей, поскольку это было бы гор­достью и высокомерием. Наоборот, часто мы нуждаемся я мудром совете других. Однако, если все, чем ты занят это исполнять советы других людей и угождать их мнению, тог­да ты более похож на политика, чем на Божьего служителя. Тогда ты больше похож на того, кто ищет голоса людей, а не голос Божий. Бог желает, чтобы мы прислушивались к мне­нию окружающих, но не надеялись на других людей.

Написано в книге Притчей 29:25, что боязнь перед людь­ми ставит сеть для нас. Мы можем пострадать из-за страха перед другими людьми.

Слово Божье говорит даже так, что проклят человек, ко­торый надеется на человека (Иеремия 17:5).

Еще один человек из Библии, о котором я хотел бы погово­рить, и который перенес подобное отвержение со стороны окружающих людей - это Иосиф. Его посадили в темницу из-за жены Потифара, которая оклеветала его, пытаясь со­блазнить. Иосиф пробовал объяснить Портифару, как все было на самом деле, но тот даже не стал слушать его. И сла­ва Богу, потому что если бы Потифар понял Иосифа и не отправил бы его в темницу, то в жизни Иосифа не исполни­лось бы то, что должно было исполниться. Иосиф не попал бы к фараону.

Иногда есть некоторые люди, которые не понимают тебя, потому что Бог не хочет, чтобы они понимали. Иначе, сво­им пониманием они помешают тебе достичь Божьих пла­нов, которые Он имеет для тебя.

Мне очень нравится история Иосифа. Об Иосифе расска­зывается, что он был непорочным. Господь желает, чтобы в каждом из нас было такое качество, как непорочность. Иосиф не ослабел из-за трудностей в своей жизни, но про- должал двигаться дальше с Богом. Хотя его отвергали, лож­но обвиняли и пытались привлечь к греху, он оставался трезвым, бодрым и непорочным до конца. Бог желает, чтобы в ты был таким же.

Когда люди будут отвергать тебя или поступать незаслу­женно из-за того, что Бог делает с тобой или через тебя, ос­тавайся непорочным. Не ослабевай там, где ты находишь­ся, и огонь Божий сойдет на твою жизнь еще больше. Делая добро, не унывай, ибо в свое время ты получишь награду.

Хочу также сказать еще об одном: будь осторожен с людь­ми, через которых Бог являет Свою силу и славу. Помазан­ник Божий - словно скала, за которой можно укрыться и получить укрепление, но об эту скалу можно также разбить­ся. Если вдруг методы, подходы, стиль разговора человека, через которого двигается Бог, тебе не нравятся, лучше пе­ребори это чувство в себе, перебори желание злословить и унижать, а благословляй такого человека, и поддерживай его. Лучше сделай это сразу, потому что рано или поздно тебе все равно придется признать его. Когда же мы призна­ем помазание в других людях, признаем Божье действие через других людей, и поддерживаем их, этим мы открыва­ем двери для нашего помазания, чтобы мы могли двигаться в своем призвании и помазании.

Находясь рядом с людьми Божьими, очень важно пра­вильно вести себя. Гиезий был слугой пророка Елисея. Каж­дый день он находился рядом с ним. Однако вместо того, чтобы подняться, укрепиться и стать служителем Божьим благодаря возможности общаться с Елисеем, Гиезий, наобо­рот, разбился. Он потерял все, что мог наследовать и приоб­рел проказу.

Елисей, будучи слугой Илии, унаследовал помазание в два раза больше, чем было у Илии. У Гиезия была возможность получить двойное помазание Елисея, но он не смог, потому что не сумел правильно вести себя возле помазанника. Гие­зий начал искать, какую выгоду он может иметь от того, что служит Елисею. Его привлекали золото и красивая одежда, а не помазание.

Есть люди, которые находятся возле помазанников Божь­их, но их основная цель - не служить им преданно, как это делал Елисей, а их основная цель - выгода. Для них важны деньги, влияние, популярность, желание стать заметными и уважаемыми. Конечно, преследуя такие эгоистичные цели, человек никогда ничего не получит от Бога.

Важно, как Елисей, поддерживать помазанников Божь­их. Когда я бываю на собраниях помазанных проповедни­ков или просто общаюсь с помазанными людьми, у меня все­гда есть желание сделать для них что-то хорошее, посеять в их жизнь, поддержать и помочь. Я знаю, что если я буду верно поддерживать Божьего человека, то, будучи верным в чужом, я получу от Бога мое и смогу подняться в Господе. Я смогу исполнить то, что Бог имеет для меня.

Иногда Бог допускает к нам отвержение со стороны некоторых людей для того, чтобы мы научились надеяться только на Него. Господь желает работать в нас и создать в нас Божий характер, чтобы мы были похожими на Иисуса Христа. Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем.

Если ты будешь верным Богу и непорочным, твои враги не устоят. В свое время они признают, что с тобой Бог. Храни непорочность и оставайся верным Богу в любых обстоятельствах.

«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галатам 6:9).

Молитву пролию

Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

В память вечную

В память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник от слуха зла не убоится. Аллилуиа.

Под твою милость

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Царице моя преблагая

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице,
приятелище сирых и странных предстательница,
скорбящих радосте, обидимым покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя предстательницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Псалом 41

Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

Святитель Макарий (Невский)

Святейшее Таинство Евхаристии совершено. Воспоминательная Голгофская Жертва принесена. Агнец Божий, от века закланный за грехи мира, предлежит на жертвеннике Своим Пречистым Телом и Кровью как Жертва благодарственная - за небесную Церковь, за всех святых, в свете Божием пребывающих, как очистительная - за почивших в вере и надежде воскресения и жизни вечной и как умилостивительная - за Церковь, воинствующую на земле.

Совершив такое священнейшее жертвоприношение за всех, иерей или архиерей приветствует всех предстоящих и призывает их к общему молению о благодатных действиях освященных Даров. И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами ,- говорит священнодействующий. «И со духом твоим да будут сии милости»,- отвечает клир.

«Да не будет тщетна для нас эта святейшая Жертва, чтобы не отойти нам отсюда, из храма, без всякой пользы для себя,- будем молиться во имя Господа Иисуса Христа, здесь почивающего на святейшем жертвеннике как Жертва за грехи мира; будем испрашивать для себя благодатных даров; паки и паки , то есть еще и еще, Господу помолимся ,» - говорит диакон или священник. А так как не все предстоящие способны молиться за себя, не зная, чего им просить следует от Господа, то служитель алтаря произносит те моления, коими должны молиться теперь предстоящие.

«Вся святыя помянувше , то есть всех небесных святых и всех верных, живых и усопших, о которых теперь совершено жертвоприношение, Господу помолимся . Помолимся о Дарах, принесенных и освященных в Тело и Кровь Христову, чтобы человеколюбивый Господь, приняв их в Свой пренебесный и мысленный жертвенник как благоприятное о всем мире приношение Себе, свыше ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, соделал нас причастниками тех плодов, то есть того, что для нас приобретено искупительными страданиями и смертью Сына Божия». После этого диакон прибавляет и другие моления: о свышнем мире и спасении душ, о мире всего мира, о святом храме, в котором совершается моление; об избавлении от всякой скорби, гнева и нужды; о даровании благодати, заступающей от нападения вражия, спасающей от гибели, милующей, когда мы делаемся достойными гнева Божия. Хотя эти моления и раньше на литургии возносились, но они повторяются здесь для того, чтобы они были для нас действительнее и сильнее. В это время священник тайно молится, чтобы Господь очистил верных от всякия скверны плоти и духа , научил их совершать святыню во страсе Своем и тако сподобил бы их достойного восприятия Святых Таин в напутие жизни вечныя, во ответ благоприятен, еже на Страшнем Судищи... во общение Духа Святого, в наследие Царствия Небеснаго. ..не в суд или во осуждение.

Таковые молитвы внушены Духом Святым апостолам, а от них дошли и до наших времен.

После сего священник, воздев руки горе, молится Владыке неба и земли, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да сподобит нас именовать Его нашим Отцом и молиться Ему той молитвой, которую дал нам Сын Его, Господь наш Иисус Христос.

И народ с верой, благоговением и всяким вниманием произносит молитву Господню: Отче наш, Иже еси на небесех... Эта молитва выше всех молитв. Она употребляется Церковью с самых времен Христа Спасителя во всех молитвенных собраниях.

Она есть сокращение всего Евангелия, говорит учитель Церкви Тертуллиан, и сколько она кратка словами, столько обильна мыслями. Она есть молитва верных, потому что ее могли воссылать только сыны Православной Церкви, оглашенные же лишены этого преимущества (святитель Иоанн Златоуст). Какая может быть более духовная молитва, как сия, которая от Христа нам дана, от Которого и Дух Святой послан нам, говорит священномученик Киприан Карфагенский. Какое моление может быть у Отца более истинно, как не то, которое устами Сына произнесено? Молитва сия любезна и приятна Богу: Бога просишь Его же словами и восходишь к престолу Его молением Сына. Знает Отец глаголы Сына Своего. Если ты, читающий, не понимаешь всего смысла этой молитвы, то знает это Отец как глаголы Сына Своего - знает, чего мы просим этой молитвой, и если произносим ее с должным благоговением, то получим просимое. «Аще тьмами (бесчисленно) будешь грешен, молитву оную воссылая, глаголющую: оставите врагом вашим,- и Отец ваш оставит вам согрешения ваша: со многим дерзновением (упованием) оставление приимеши грехов всех»,- так говорит святой Иоанн Златоуст.

После этого возгласом Мир всем верные приготовляются к новому важному священнодействию. К какому? К молению с приклонением главы. Верующие так и делают после диаконского возглашения: Главы ваша Господеви приклоните.

Священник в это время тайно воссылает молитву, которой просит Господа, чтобы Он воззрел милостиво на людей Своих, преклонивших пред Ним главы свои, и благодать, исходящую от предлежащих Святых Даров, изравнял, то есть разделил, как дары Святого Духа, всем, соответственно нужде каждого, а именно: чтобы Он благоволил плавать с плавающими, сшествовать с путешествующими, недугутощих - исцелить. И потом возглашает священник в слух всех, что всего этого мы просим и ожидаем от Отца Небесного только по бесконечным заслугам и любви Единородного Сына Его, таинствами страданий, то есть Телом и Кровью сейчас на престоле возлежащего.

Таковое моление с преклонением главы Церковью употребляется также с древних времен. Первенствующие христиане преклоняли главы, когда принимали благословение епископов; преклоняли главы во время молений к Богу о ниспослании благ верным или оглашенным, а также в заключение всех церковных молитвенных собраний.

Главопреклонение после молитвы Отче наш имеет особенное значение. Так как молитва эта по своей краткости, многознаменательности и глубине не для всех удобопонятна, то за них молится священник, чтобы Господь всем даровал благо по нужде каждого, а предстоящие со смирением преклоняют голову, выражая этим, что они, сознавая свое недостоинство, ожидают только от любви Божией, всепрощающей и всем благотворящей, те блага, которых просит им священник и которые испрашиваются молитвой Господней Отче наш . Священник же, приступая к возношению Святого Агнца и раздробляя Его для причащения, молится тайно, призывая Господа Иисуса Христа, сидящего со Отцом на престоле славы, чтобы Он пришел невидимо и всех освятил и той же пречистой рукой, как и на Сионе, преподал ему [священнику] в причащение Тело Свое и Кровь Свою, а через него и всем людям.

После сего священник, испросив себе от Господа прощение грехов, простирает руку для возношения Божественного Хлеба. Диакон возглашает: Вонмем, а священник, воздвигая Агнец горе, восклицает: Святая святым. Клирос на это ответствует: Един свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Это возношение Агнца означает возношение Господа Иисуса Христа на Крест и Его смерть на Кресте. Поэтому предписывается в это время всем предстоящим с благоговением поклониться. После этого Святой Агнец раздробляется на четыре части, по установлению Господа Иисуса Христа. Ибо Он, преподавая ученикам под видом хлеба Пречистое Тело Свое, предварительно раздробил его. Это раздробление знаменует распятие Господа нашего Иисуса Христа. После сего священнослужители в алтаре, взаимно дав друг другу прощение, благоговейно приобщаются Святых Таин Христовых.

Затем Святые Дары Царскими вратами износятся к мирянам, которых призывает диакон возглашением: Со страхом Божиим и верою приступите. Верные, узрев Святые Тайны, с благоговением поклоняются им, как Самому Господу Иисусу Христу, грядущему водвориться в душах их, и торжественно приветствуют Его словами: Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. После сего верующие, приготовившиеся к Святому Причащению, твердо, в слух всех произносят за священником исповедание своей веры как пред Самим Господом, сущим во Святых Дарах, что сие есть самое Пречистое Тело Его и самая Честная Кровь Его, и после моления о прощении грехов благоговейно приступают к принятию Святых Даров, имея руки сложенными на груди крестообразно, в знак сердечного умиления. Приняв во уста от священника Тело и Кровь Христовы, причастившийся целует благоговейно край Святой Чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь Его.

По причащении мирян священник, обратившись к ним из алтаря (а архиерей - осеняя свечами), в знак приветствия их с получением Святых Даров, просит спасения им от Бога и благословения, возглашая богодухновенную молитву: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое . Народ же радостно воспевает песнь, в которой исчисляет все благодеяния, полученные от Господа: Видехом Сеет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную... и прочие слова.

Потом оставшиеся Святые Дары и прочие священнослужебные вещи после каждения с престола переносятся в предложение, то есть к жертвеннику. Диакон переносит на главе дискос, звездицу и покров, а священник, воздав тайно благодарение Господу словами: Благословен Бог наш , произносит вслух конец сего и возглашает, обращаясь к народу: ; с этими словами он показует Святую Чашу с Пречистыми Дарами и потом относит их на жертвенник, где диакон или, в отсутствие его, сам священник по окончании литургии потребляет их с благоговением.

Это перенесение с престола на жертвенник Святых Таин и показание их народу означает последнее явление Господа ученикам и Его преславное вознесение. Как тогда апостолы, видя возносящегося от них Господа, поклонились Ему, так и теперь верующие, когда износятся им в последний раз Святые Дары, поклоняются им, как Самому Господу. И, слыша возглашение священника: Всегда, ныне и присно, и во веки веков , как бы слово Самого Господа, сказавшего ученикам пред вознесением Своим: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), верующие ответствуют: Аминь , выражая этим веру в непреложное обетование Христово. После этого лик от лица причастившихся воспевает хвалу Господу, умоляя Его: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи , и молится, чтобы Господь сохранил их во Своей святыне и дал им поучатися во весь день правде Его, в том, что праведно пред Богом, то есть в богоугодных делах.

После этого диакон возбуждает людей к всеобщему благодарению за принятие Святых Таин, говоря: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа . Слова «прости приимше» означают: «с благоговением приняв Святые Тайны»; «достойно благодарим» значит: сколь велики дары, полученные нами, столь велико, сердечно должно быть благодарение наше Дароподателю. А мы приняли дар Божественный, ибо приобщились Божественного естества; дар небесный, ибо это есть хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6, 33), как изрек Господь; дар страшный, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11,29). К этому присовокупляется прошение и о том, чтобы, восприяв достойно Святых Таин, нам сохранять их в чести, помня, какого дара мы сподобились, Кого удостоились мы принять к себе,- а для сего просим, чтобы даровано было нам от Господа провести день весь вполне благополучно, свято и безгрешно, дабы невниманием нашим не удалить от себя Небесного Посетителя душ наших.

Священник, доселе находившийся в алтаре, молился большей частью тайно, а теперь исходит на середину храма и в слух всех читает заамвонную молитву, в которой призывает Божие благословение на народ, как на достояние Божие, просит освятить любящих благолепие дома Его, даровать мир миру и всем людям, и в заключение воссылает славу, благодарение и поклонение Виновнику всякого блага, Единому Богу, во Святой Троице славимому.

Молящиеся, выразив свое участие в молитве и благодарении произнесением слова Аминь, воссылают славословие Богу: Буди имя Господне благословено отныне и до века .

После этого священник или архиерей, преподав народу последнее благословение словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков , возглашает славу и благодарение Христу Спасителю, говоря: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе! Лик от лица народа, как бы подтверждая слова священника, единодушно возглашает: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу , троекратно просит милости у Господа словами Господи, помилуй и последнего благословения от священника: Благослови .

Священник, обратившись к народу, возносит моление ко Христу Спасителю, чтобы Он, не за наши грешные молитвы, а ради молитв Пречистой Своей Матери и всех святых, помиловал и спас души наши, как Благий и Человеколюбивый. Лик от лица народа возглашает многолетие государю со всем царствующим домом, церковной иерархии и всем православным христианам.

Этим заканчивается Божественная литургия.

И от нас буди слава Господу, сподобившему нас преподать, а вас - в слух и сердце приять изъяснение сей Божественной службы.

Прославление Иисуса Христа

В заключительной части учение о кеносисе апостол Павел указывает на должное прославление Сына, претерпевшего истощаниие уничижение: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, да перед именем Иисуса приклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп. 2,9-11).

Воскресение это еще один этап спасительного действия Слова, Которое снизошло к человеческой немощи. «Слава преображает все человеческое во Христе, включая и тело; и это человеческое Христа получает сияние Славы, восходя ко Отца - Богу, как и Сам Христос» Субири Ксавьер. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла //Человек. - М., 2001,

№1, 58. 99.. В другом послании апостол Павел говорит утвердительно: «Сидит одесную Бога» (Кол. 3,1). Интересно, что Слава выражена апостолом в даровании Ему нового имени. Это было естественно и для Ветхого Завета, например, случай с Авраамом и Иаковом. Но какое же новое имя мог получить Создатель всей Вселенной?

Вот какие имена перечисляет Милитон Сардийский в своем творении «о Пасхе»:

«Который есть все:

Поскольку Он судит - Закон;

Поскольку учит - Слово;

Поскольку спасает - Благодать;

Поскольку рождает - Отец;

Поскольку рождается - Сын;

Поскольку страдает - Овча;

Поскольку погребается - Человек;

Поскольку воскресает - Бог

Сей есть Иисус Христос» Свт. Миллитон Сардийский О Пасхе. / Сочинения Древних Христианских Апологетов. - СПб.,1999, 522..

«Имя это - Сын, - говорит святой Феофилакт Болгарский, - имя это Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и Архангел сказал: «И рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35)» Феофилакт Болгарский, бл. «Благовестник» - М., 2002. Т3, 512..

Очевидно имя это было в первую очередь новым для всей разумной твари, ради которой Он и мучился и умирал. «Новое имя - Господь, (греч. «кириос»), которым в Септуагинте переведено имя Ягве. («Кириос» - официальный титул римских императоров) «Это имя было на устах Петра после чуда Пятидесятницы» Уляхин Валентин свящ. Священное Писание Нового завета. Апостол./ Православный Свято - Тихоновский Гуманитарный Университет. - М., 2006, 133.. «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом (кириос) и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2,36).

Святитель Григорий Нисский объясняет: «Божественная природа не может быть объята именем, между тем через растворение два стали одним. Потому и Бог именуется от человеческого [естества заимствованным именем] - ибо перед именем Иисуса преклонится всякое колено - и человек становится превыше всякого имени» Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I - VIII вв. Новый Завет. Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам/ Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Марка Дж. Эдвардса / Русское изание под ред. К.К. Гаврилкина. - Тверь, «Герменевтика», 2005, 281.. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения. (Рим.6, 4-5). Облечься во Христа через подражание Ему в смирении, значит ожидать встречи с Господом, как и апостол Павел ожидал, произнося: «…для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп.: 1,21). Характер соработничества в деле спасения, основанный на свободной воле человека, предполагает встречу кеносиса Господа Иисуса Христа с личным кеносисом падшего творения. В этом у апостола Павла раскрывается антиномия актуальной и потенциальной сотериологии. «Отныне и в самих бренных наших телесах Христос может жить и действовать, изменять их и делать Своими членами. Но с другой стороны - наше спасение мы только ожидаем, поскольку лишь во втором пришествии Дух, Которого мы получили, приняв Христа… в полной мере восстановит в нас Его сияющий образ. И в этом возрождении всего человека преобразится дух, душа и тело, через что мы стяжаем и полное подобие Богу, т.е. станем Богами по благодати» Польсков Константин, диакон. Исполнение и чаяние. Об одной из сторон богословия Апостола Павла.// Богословский Сборник. - М., 1999. выпуск III, 68.. Апостол Павел знал по своему личному опыту, как надежно полагаться на Божественную силу Христа. «В объективности своего жизненного опыта он был удостоверен Самим Господом, который сказал Ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор, 12:9-10)» Гумилёвский И. прот. Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном

человеке. - К.: «Пролог», 2004.. Интересный вывод делает епископ Кассиан (Безобразов) в отношении цели, с которой апостол Павел раскрывает учение о кеносисе. «Павел зовет своих читателей к стоянию в добре и, прежде всего, к полному единодушию и смирением друг перед другом среди тех страданий, которые выпадают на их долю» Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4 - ое изд. Исправленное и дополненное. - М.: Свято - Тихоновский Богословский Институт; Русский путь, 2001, 308.. Итак прославление Господа можно понимать как акт уже совершившийся, так как все продолжающийся в добрых делах Его верных чад, Его паствы!

«В крестном таинстве две стороны. Это сразу и таинство скорби и таинство радости - таинство позора и славы» Флоровский Г., свящ. Догмат и история. - М.: Изд - во Свято -Владимирского Братства, 1998, 205.. Иерей Давыденков подводит итог, говоря, что «крестная смерть - это завершение кеносиса» Давыденков О., иер. Догматическое Богословие: уч. пособие. - М., 2006, 311.. Божественная Премудрость выражает Себя в том, что слабое спасается сильным» Таубе М.А., проф. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. - М., 2007, 119., - такое изречение сохранилось в «правилах св. апостолов конца III в. Это воистину достойно высшей славы и поклонения «всех тварей» Толкование посланий Св. Апостола Павла по трудам свт. Феофана Затворника. - М.: «Русский Хронограф», 2002, 531..

Архимандрит Иануарий (Ивлев) рассматривает историческое бытие Слова (кенотическое) в связи с церковной историей и приходит к выводу, что «история телесной жизни Христа на земле становится парадигмой для истории самой Церкви. Поскольку Христос был верным, послушным Богу (до смерти крестной - Флп. 2,8) спасительная правда Божия явилась и открылась в истории…» Иануарий (Ивлев), архим. Церковь Христова в положениях св. ап. Павла// Альфа и Омега. - М., 2004, №1 (39), 20.. А проф. Г. Харбсмайер говорит об этом так: «…» новое творение» охватывает весь созданный Богом мир. Оно преследует цель, чтобы «преклонилось всякое колено и, всяк язык исповедовал, что Господь - Иисус Христос» (Флп.: 2, 10-11) Харбсмайер Г., проф., д-р. Бог и человек: что в новом творении уже осуществлено и чего следует ожидать.// ЖМП - М., 1974, №6, 50..

Апостол Павел смог с поразительной глубиной раскрыть в своей проповеди Евангелия учение об униженном Господе, о Иисусе Христе, Который победил мир. Это признавалось не только верующими во все времена, но и людьми близкими к вере, и даже богоборцами. Католический ксендз Ч. Каваляускас указывает на значение кенотического отрывка в послании к Филипийцам так: «Святой Павел воспринял Иисуса как функцию, как Личность, задание Которой он высказал словами: «Уничижил себя самого, приняв образ раба…» - и далее, - «Мы восхищаемся нелинейным Иисусом, Который вечно призывает не к штампам, не к бухгалтерии, а к творчеству новых социальных форм, нового общения братьев в Церкви, к разумному благочестию» Каваляускас Ч. Иисус нелинейный // Наука и религия. - М., 1991, №8, 19-21..

А вот, что пишет один наш современник про апостола Павла: «Этот человек огромен. Он предан Христу. Aposto Hisfurio - Sus (лат. Яростный апостол). Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого… Его можно назвать архитектором христианства. Открывателем христианства, называет его в XVIII веке В. Реймарус, основателем христианства - в XIX в. Ницше» Деко А. Римский гражданин из киликийского города// Наука и религия. - М., 2008, №8, 36,37.. И все же более верным следовало бы признать святого апостола «Избранным сосудом Божиим», который смог своей жизнью свидетельствовать о Любви, сошедшей с неба на землю, ради спасения всего мира. Это и есть кеносис - плод Любви, венец Домостроительства.

1. В объяснении фразы «образом Божиим» (Флп.:2,6) хорошим подспорьем для исследования данного вопроса является обращение к языку оригинала апостольского послания, те есть к древнегреческому языку. «Образ» (греч. «Морфи») означает тот, который тождественный первообразу, он подчеркивает внутреннее единство. Выражение «образом Божиим» (Флп.:2,6) следует относить ко Христу как до, так и после Его боговоплощения, поскольку Его Божество всегда оставалось неизменным.

2. Способ отрицательного толкования (Флп.:2,6) получил более широкое распространение среди экзегетов. Его суть заключалась в следующем: слова апостола «не почитал хищением», понимали как то, что должно быть похищено, а поскольку Господь не стремился к этому, то, значит, имел это всегда, то есть был истинным Богом.

3. Способ положительного толкования хорошо выражен о. Павлом Флоренским. Идея заключалась в том, что «восхищением» (по-славянски) могло означаться восхождение в мир горний усилием личного высокого подвига, в котором не нуждался Спаситель. Поэтому апостол и ставит отрицание перед этим словом: «не восхищением непщева…» (Флп.2:6).

4. Кеносис Господа ИисусаХриста заключился в Его историческом существовании, начиная со дня «рождения», Боговоплощения и вплоть до последних страданий и крестной Жертвы Спасителя. Цели Боговоплощения полностью соответствовали Божественному Домостроительству, основанному на великой любви Бога к людям. Прославление Спасителя стало залогом надежды праведников.


Top