Система обязательного социального страхования в российской федерации. Система социального страхования в российской федерации Что включает в социальное страхование

Обязательное социальное страхование — в чем его суть

Обязательное социальное страхование — это один из инструментов государства, направленный на обеспечение соцзащиты населения. Суть социального страхования заключена в страховании трудоустроенных граждан от вероятного изменения в отрицательную сторону финансового или социального статуса. На общегосударственном уровне это выражается в принятии комплекса мер, направленных на уменьшение/возмещение негативных последствий от перемен в жизни граждан, связанных с выходом на пенсию, болезнью, рождением ребенка и т. д.

Социальное страхование дает гражданам право на получение определенных выплат (так называемое страховое обеспечение). К выплатам по социальному страхованию относятся:

  • оплата медпомощи;
  • пенсия по достижении возраста;
  • пенсия инвалидам;
  • пенсия, связанная с потерей кормильца;
  • выплата по больничному листу;
  • выплата в связи с несчастным случаем на рабочем месте или профзаболеванием;
  • выплаты по беременности и родам;
  • выплата, связанная с ранней постановкой на учет по беременности;
  • пособие по уходу за ребенком;
  • разовая выплата при рождении ребенка;
  • соцпособие на погребение.

При этом процедура получения выплат в области социального страхования максимально приближена к реалиям жизни и нацелена прежде всего на удобство граждан. В связи с этим при наступлении обстоятельств, дающих право на получение выплат, которые предусматривает социальное страхование, гражданину не требуется обращаться в специализированные службы. Денежная компенсация производится по месту работы на основании представленных документов. Не страдает при этом и работодатель, так как все произведенные им в рамках социального страхования траты восполняются ему из бюджета государства.

Правоотношения, касающиеся обязательного социального страхования, возникают:

Не знаете свои права?

  • у страховщика (службы соцстраха) — со дня регистрации страхователя;
  • у трудоустроенных граждан и их нанимателей — в момент оформления трудового договора;
  • у индивидуальных предпринимателей — со дня уплаты ими взносов;
  • у прочих страхователей — со дня регистрации их в соцстрахе.

Законодательство об обязательном соцстраховании

Базовым законодательным документом, регулирующим деятельность по социальному страхованию, является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ. Он раскрывает и координирует начальные положения о социальном страховании, не углубляясь в детали. Отдельные же виды взаимоотношений в этой области подробно регламентируются различными законами федерального уровня, посвященными многим жизненным обстоятельствам, которые затрагивает социальное страхование.

В частности, к актам законотворчества, восполняющим знания о том, что такое социальное страхование, можно отнести:

  1. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
  4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Как видите, социальное страхование так или иначе касается многих естественных житейских ситуаций и служит реальной поддержкой со стороны государства для тех, кто в этих ситуациях оказался.

      Понятие системы обязательного социального страхования (ОСС) и ее современное состояние

Сформированные в начале 1990-х гг. основы обязательного социального страхования в ходе рыночных реформ получили дальнейшее развитие. За эти годы в страховой форме социальной защиты населения осуществлены крупные изменения (как со знаком плюс, так и со знаком минус): с 1 января 2002 г. введена новая система пенсионного страхования, радикально изменившая порядок и условия пенсионного обеспечения в России. Существенные изменения с введением единого социального налога вместо страховых взносов внесены в механизм формирования финансовой базы социального страхования. Осуществлен переход к обязательному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но при этом было ликвидировано обязательное социальное страхование безработицы и т. д.

Однако в целом можно отметить, что к настоящему времени в России сложилась и действует определенная национальная система социального страхования. Бесспорно, она далека от совершенства, но она есть и, хорошо или плохо, это другой вопрос, обеспечивает социальную защиту от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта реально существующая система социального страхования и составит предмет нашего изучения. При этом принципиальное значение имеет понимание этой системы не как совокупности независимых друг от друга ее элементов, просто механически объединенных, а понимание ее как некой органической целостности. Можно по-разному оценивать степень (уровень) этой целостности, но отрицать ее невозможно. Проявляется и обеспечивается такая целостность определенными качествами и свойствами действующей системы социального страхования.

Действующей системе обязательного социального страхования присущи определенные качества (свойства), структура, система управления. Она опирается на соответствующую финансовую и законодательную базу. Что касается ее свойств, то здесь следует иметь ввиду следующее: важно не само по себе их перечисление, а реальная оценка состояния каждого из них. Это позволит понять характер действующей системы социального страхования, ее соответствия сущности и принципам социального страхования. К числу свойств системы социального страхования относятся:

1. Целостность системы. Можно с полным основанием сказать, что действующая в России система социального страхования органической целостности не достигла ни с точки зрения необходимого уровня взаимодействия, ни с точки зрения полноты охвата социальным страхованием социальных и профессиональных рис-ков, носящих массовый характер (достаточно сказать, что не охвачено обязательным социальным страхованием страхование безработицы).

2. Сложность системы. Бесспорно, действующая в России система социального страхования является одной из наиболее сложных страховых систем. Обусловлено это тем, что наряду с включением в нее страхования рисков, носящих массовый характер, государство внесло и множество социальных обязательств, не имеющих никакого отношения к страховой форме социальной защиты населения, и которые должны финансироваться за счет средств бюджета. Кроме того, на фонды социального страхования возлагаются и другие, не свойственные им функции. Так, с 2005 г. в связи с монетизацией льгот они осуществляют ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) взамен натуральных льгот.

3. Экономичность системы. Данное свойство отражает уровень и динамику затрат на обеспечение деятельности фондов социального страхования. Они включают в себя расходы на: 1) содержание аппарата фондов и обеспечение условий его деятельности; 2) международную деятельность; 3) подготовку и переподготовку кадров; 4) научно-исследовательскую работу; 5) пересылку пособий; 6) собственное строительство и др. Осуществляются эти расходы за счет страховых взносов. Государство на эти цели средства не выделяет. Поэтому, естественно, фонды социального страхования должны стремиться к их минимизации. Уровень таких расходов у них разный. Так, в 2006 г. в бюджетах фондов расходы на эти цели были предусмотрены: ПФР - 3,29%, ФСС - 5,3%, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС)- 1,6%. Относительно низкий их удельный вес в ФФОМС объясняется тем, что в его расходы не входят затраты на финансовое и материальное обеспечение деятельности территориальных фондов ОМС.

4. Финансовая устойчивость системы. Данное свойство отражает способности системы устойчиво выполнить финансовые обязательства перед застрахованными. Оно для системы обязательного социального страхования является одним из важнейших. С ним напрямую связана регулярность выплачиваемых страховых пособий, сохранение их от инфляционного обесценивания, не допущение снижения расходов на социальное обеспечение застрахованных. Эти качества в значительной степени определяются обоснованностью страховых тарифов, социально-экономической политикой государства, состоянием администрирования страховых взносов. В целом говорить о финансовой устойчивости системы социального страхования в России сегодня нет оснований. И немалую отрицательную роль здесь играет государство. Снижение в 2005 г. ЕСН привело к дефициту бюджетов обязательного социального страхования по оценке экспертов порядка 300 млрд руб. Покрыть этот дефицит государство вынуждено было за счет средств федерального бюджета. Дополнительные доходы бизнеса в размере 280 млрд руб. в результате сокращения страховых взносов в фонды социального страхования, были обеспечены за счет всего населения, как застрахованного, так и незастрахованного. К финансовой неустойчивости системы ОСС ведет и система льготных тарифов страховых взносов для отдельных категорий граждан (фермеров, индивидуальных предпринимателей и др.) или вообще освобождение от уплаты страховых взносов целого ряда организаций (МВД, МЧС, ФСБ и т. д.). В настоящее время примерно за 13% застрахованного населения уплачивается тариф в пониженном размере.

5. Надежность системы заключается в ее способности сохранять длительное время неизменными юридические нормы, условия и порядок страхования, финансирования и другие нормативы деятельности. Действующая система характеризуется тем, что в ней еще не устоялись законодательные нормы и нормативы, регулирующие права застрахованных, условия, порядок и нормы их страхового материального обеспечения, правовой статус самих фондов социального страхования, функционирование финансового механизма и т. д. Следствием этого являются постоянные изменения условий и порядка страховой защиты застрахованных. Так, в течение 12 последних лет они трижды радикально менялись в пенсионном страховании, неоднократно уменьшались размеры страховых выплат в Фонде социального страхования, уже длительное время сокращается объем и качество медицинских услуг населению по обязательному медицинскому страхованию. Все это позволяет сделать вывод о крайней ненадежности социального страхования в России. Не способствуют надежности системы ОСС и некоторые действия Правительства РФ (например, порядок сбора страховых взносов налоговыми органами), связанные с финансовой деятельностью страховых внебюджетных фондов.

6. Адаптивность системы. Под адаптивностью системы понимается ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. Нужно сказать прямо, что действующая система обязательного социального страхования России способна достаточно оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий. Так, ей удалось довольно быстро (хотя и не без финансовых потерь) преодолеть дефолт 1998 г. В то же время федеральный бюджет оказался не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства, финансовая система просто рухнула.

7. Структурная стабильность системы. Структурная стабильность системы предполагает неизменность создаваемых организационных структур, наличие у нее иммунитета против необоснованных их реорганизаций и изменений. В целом, за исключением ликвидации страхования безработицы в 2001 г. и введения страхования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в 2000 г.), структура системы обязательного социального страхования в России оставалась неизменной. Крупномасштабных перемен и реорганизаций (типа слияния фондов социального и медицинского страхования удалось за эти 15 лет избежать.

8. Единое правовое и социальное пространство действия системы. Единое правовое и социальное пространство действия системы понимается как обязательное социальное страхование, осуществляемое на всей территории страны на единой законодательной базе и что из него выведены все не страховые формы социальной защиты. До настоящего времени это свойство в российской системе ОСС должного развития не получило. Это в первую очередь относится к обязательному медицинскому страхованию. В нем действуют разные модели медицинского обслуживания населения, начиная от страховых и кончая сохранением предоставления бесплатных медицинских услуг без уплаты страховых взносов, т. е. по аналогии с до перестроечным периодом. Что касается законодательной базы обязательного социального страхования, то она похожа на "лоскутное" одеяло, где одновременно уживаются и законодательные акты, и нормы социального страхования, и нормы социального обеспечения, перекочевавшие из советского прошлого в рыночное настоящее.

1.2. Уровень и качество обязательного страхового обеспечения

Характеристика действующей системы ОСС будет неполной без ответа на вопрос об уровне и качестве страховой формы защиты застрахованных граждан. Более того, для ее оценки это имеет ключевое значение. Для оценки уровня материального обеспечения по праву социального страхования используется целый ряд показателей: соотношение получаемых страховых выплат с прожиточным минимумом; коэффициент замещения утраченного заработка страховым пособием при наступлении страхового случая; темпы роста размера страховых выплат; доля расходов на социальное обеспечение в ВВП и в государственном бюджете и др.

Что касается уровня и качества страхового обеспечения работников, то следует сказать прямо, что, во-первых, он пока очень невысокий, а, во-вторых, резко отстает от стран с социально ориентированной рыночной экономикой.

Возьмем показатель соотношения среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. В последние годы средний размер пенсии был или на уровне, или чуть выше ПМП, или ниже ПМП - т. е. ниже черты бедности, о чем наглядно свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1

Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера, в %

Еще хуже обстоит дело с соотношением минимальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. В 2008 г. оно составляло 35,7% ПМП. В среднесрочной перспективе в результате повышения размеров пенсий соотношение между средней трудовой пенсией и ПМП к 2014 г. прогнозируется повысить до 126,5%. К этому же времени намечается довести минимальный размер пенсии до прожиточного минимума. Одним из ключевых показателей уровня пенсионного обеспечения является коэффициент замещения (Кз) страховой выплатой (пенсией) утраченного заработка. Он используется как для оценки динамики изменения материального положения пенсионеров по сравнению с работающими гражданами, так и для сравнения этого показателя по регионам и странам. По своему экономическому содержанию он характеризует, какая доля утраченного заработка при наступлении страхового случая возмещается страховым пособием. В пенсионном обеспечении Кз в 2008 г. составлял 35%, к 2009 г. снизился до 28%, а в 2011 г. снизился до 26% заработка. Следствием такого положения является то, что материальное положение большинства работников при выходе на пенсию снижается в 3-6 раз. Социологические исследования свидетельствуют, что почти у 90% пенсионеров размера их пенсии недостаточно для покупки одежды и обуви, у 60% - не хватает пенсии для приобретения необходимых лекарств. В 2008 г. у 40% пенсионеров абсолютный размер пенсии находился ниже ПМП. Все это ведет к изменению их социального статуса, вызывает угрозу через 2-3 года после выхода на пенсию стать просто нищими. Даже высококвалифицированные специалисты с заработком 30-40 тыс. руб. в месяц при выходе на пенсию могут рассчитывать на ее размер порядка 3,5-5 тыс. руб., что снижает их уровень потребления в 8-10 раз.

Хроническое недофинансирование обязательного медицинского страхования (в 2-2,5 раза меньше необходимого размера средств на него), ведет к низкому качеству медицинских услуг. Так, финансирование в последние годы базовой программы ОМС лишь на 40% от потребностей, привело к тому, что система ОМС оказалась не в состоянии обеспечить гарантированное Конституцией РФ бесплатное получение качественных медицинских услуг застрахованными гражданами России.

Фонд социального страхования, испытывая дефицит средств, вынужден был ввести ограничения по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (в 2009 г.- не выше 15 тыс. руб., ранее- еще меньше). При зарплате в 30 тыс. рублей, застрахованный получает лишь 50% своей зарплаты, хотя по закону при временной нетрудоспособности она должна составлять порядка 100%. Длительное время не повышались очень низкие размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (в 2009 г. они повышены лишь до 700 руб. в месяц, а ранее их размер составлял 200, потом 500 руб.) (в 2008 г. это составляло 20,8% ПМ).

Практически ликвидировано санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей за счет средств ФСС. В настоящее время ФСС осуществляет санаторно-курортное лечение в основном лишь льготных категорий граждан (инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны; участников ВОВ и ветеранов боевых действий, блокадников Ленинграда, детей-инвалидов и других категорий за счет средств бюджета.

Что касается санаторно-курортного лечения за счет средств ФСС, то оно связано только с долечиванием по четырем видам заболеваний, а также после тяжелых травм и профзаболеваний. Если оценить существующий уровень социальной защиты, то можно констатировать, что сегодня он резко отстает от международных стандартов (табл. 2).

Таблица 2

Размеры социальных гарантий застрахованным, в % от размера заработной платы

Виды выплат

Россия на начало 2009 г.

Международные стандарты конвенции МОТ

Средние размеры -30% после 40 лет уплаты взносов

Минимальные-40% после 30 лет уплаты взносов

Пособия по временной утрате трудоспособности

Средние размеры-50-80%

Минимальные- при наличии нждевенцев 55%

Гарантии оказания медицинской помощи и компенсации расходов на оплату лекарств

79%- при амбулаторном лечении; 100%- при стационарном лечении

Такие низкие показатели уровня социальной защиты населения во многом объясняются недостатком выделяемых ресурсов на обязательное социальное страхование. Особенно четко это просматривается при сравнении расходов на социальное обеспечение в странах Центральной и Западной Европы, США и России. Соответствующие данные приведены в табл. 3.

Таблица 3

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2008 года

Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП

В том числе

на пенсии

На медицинскую помощь

Страны Западной Европы

Страны Центральной Европы

Как следует из приведенных данных, к началу XX столетия в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы - 17%, а в России - чуть более 10%. Следует особо подчеркнуть, что это расходы государства в целом на социальное обеспечение, куда входят наряду с расходами на социальное страхование и социальные расходы пособия по безработице, социальные пенсии и др. Что же касается собственно доли затрат на социальное страхование в ВВП, то она колеблется на уровне 7-8%.

Столь высокие финансовые ресурсы социального страхования в странах Западной Европы и США позволяют обеспечивать и высокие жизненные стандарты, и уровни защиты застрахованных. Достаточно сказать, что размер пенсий составляет 65-75% от заработной платы работников при их выходе на пенсию.

Все это означает, что в России потенциал социального страхования еще только формируется. Расходы на социальное страхование в процентах к ВВП за последние 5 лет по годам представлены в табл. 4.

Таблица 4

Расходы внебюджетных фондов социального страхования (% к ВВП)

При этом размер отечественного ВВП в расчете на одного работника составляет от 1/10 до 1/5 соответствующего показателя по развитым странам.

Следствием этого является и размер пенсий в России, составляющий 28% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5~6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по ЕС.

Вместе с тем имеются и другие факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы социального страхования. К ним относятся: использование в рамках социального страхования значительного объема средств для социальной помощи лицам, не имеющим прав на страховые выплаты, незаинтересованность работников и работодателей в развитии социального страхования, низкий уровень оплаты труда и т. д.

1.3. Структура системы ОСС и основные направления ее осуществления

Действующая система социального страхования России, как и любая иная система, определенным образом структурирована. Она включает в себя следующие направления обязательного социального страхования.

Пенсионное страхование, которое осуществляет страхование от риска материальной необеспеченности в связи с прекращением трудовой деятельности по старости, инвалидности, потере кормильца. В качестве страховщика в данном виде страхования выступает Пенсионный фонд России (ПФР);

Страхование временной нетрудоспособности, именуемое как "социальное страхование". Это не совсем корректное название, но так сложилось исторически. Данный вид страхования страхует от риска материальной необеспеченности в случае временного выпадения из трудового процесса по болезни, беременности, родам и т. д.

Роль страховщика выполняет Фонд социального страхования (ФСС РФ).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этом случае страхуется риск материальной необеспеченности в связи с невозможностью участвовать в трудовом процессе из-за производственной травмы или профессионального заболевания, а также необходимости покрытия затрат на лечение, реабилитацию, протезирование и т. д.;

Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Обязательное медицинское страхование, которое оно осуществляет страхование от рисков отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, восстановления здоровья и трудоспособности (ФФОМС).

В качестве страховщика здесь выступают федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Организационно эти три направления обязательного социального страхования представлены тремя государственными внебюджетными страховыми фондами: Пенсионным, Социальным и фондами обязательного медицинского страхования. В свою очередь, для каждого фонда законодательно установлены виды социальных и профессиональных рисков, подлежащие страхованию каждым из этих фондов, а также размеры тарифов по уплате страховых взносов для каждого из этих фондов.

Наряду с рассмотренными фондами ОСС в действующую национальную систему России входят добровольное социальное страхование, корпоративное и частное и также неразвитые формы обязательного негосударственного социального страхования: территориального (страхование населения территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) и профессионального (страхование людей работающих в особо вредных и опасных условиях труда: список № 1, № 2).

Вывод: Если подвести некоторый итог, то можно констатировать: основные свойства действующей в России системы ОСС находятся еще в неразвитом состоянии, что, во-первых, естественно снижает ее эффективность, а во-вторых, предполагает необходимость создания соответствующих условий для их развития и совершенствования.

– это контролируемая, фиксированная и гарантийная система, которая полностью контролируется действующим государством. Она была разработана для социальной поддержки престарелых людей и нетрудоспособных граждан.

Такая система слаженно работает на протяжении многих лет благодаря профессиональным коллективам и квалифицированным специалистам, которые досконально владеют законодательной базой.

В случае обращения граждан за помощью персонал любой контролирующей государственной организации предоставит её.

Кроме этого, их работа заключается в консультировании, оформлении необходимых документов, начислении или выплате материальной помощи.

Принцип действия

Обязательное социальное страхование – это неотъемлемая часть государственной структуры, которая необходима для полной защиты социально-незащищенных граждан. Специфика работы такой системы осуществляется при помощи законодательной базы страхования работающих граждан. Они защищаются от возможного изменения порядка материального и социального положения. Сюда входит также защита людей, которые были признаны безработными, получили трудовые увечья, профессиональные заболевания, имеют инвалидность, болезни, травмы.

Обязательное социальное страхование касается беременных женщин, рожениц, а также семей, в которых не стало кормильца. Представленному виду защиты подлежат престарелые граждане, люди, которым необходима медицинская помощь, санаторное лечение.

Субъекты страхования

Субъекты обязательного социального страхования – это партнеры или участники отношений, которые приравниваются к страхованию. В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, которые подразумевают под собой необходимость получения от государства материальной и финансовой помощи. Субъекты страхования – это работодатели, страховые компании, застрахованные граждане, а также многие другие органы, компании, организации, предприниматели и граждане. Они определяются при помощи соответствия федеральному закону, в котором учитывается и вид страхования.

Страхователи представляют собой определенные организации, которые имеют любую организационно-правовую форму. Сюда можно отнести граждан, которые имеют определенные обязательства, соответствующие федеральным законам. В таком случае обязательное социальное страхование осуществляется в виде страховых взносов, которые в первую очередь устанавливаются при помощи действующего законодательства. В качестве страхователя выступают исполнительные службы, кроме этого, при оформлении выплаты принимают участие в проверке документации и органы местного самоуправления.

На кого распространяется социальное страхование

Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, это:

  • лица, которые работают по договору найма, государственные служащие, муниципальные работники;
  • члены производственных кооперативов, которые принимают непосредственное участие в развитии и деятельности предприятия;
  • священнослужители;
  • лица, которые были осуждены или привлечены к оплачиваемому трудовому времени;
  • жители без гражданства;
  • частные предприниматели, адвокаты, физические лица, которые не были признаны индивидуальными предпринимателями;
  • лица, которые были застрахованы, имеют полное право получать страховое обеспечение, но только при соблюдении всех установленных условий, которые предусмотрены законами;
  • граждане, которые работают по заключенному трудовому договору.

Формы и выплаты социального страхования

Формы обязательного социального страхования были определены очень давно, основные из них:

  • коллективная – это форма страхования, которая в обязательном порядке организовывается профсоюзом;
  • государственная;
  • смешанная – это особенная форма страхования, которая была основана на взаимодействии государства с профсоюзом.

Выплаты по обязательному социальному страхованию начисляются гражданам, которые работают строго по составленному трудовому договору. Они должны заключаться с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые перешли на упрощенные системы налогообложения. Работодатели могут являться плательщиками единого налога, которым облагается временный доход для отдельного вида деятельности.

Обязательное государственное социальное страхование в случае нетрудоспособности человека назначается к выплате в соответствии с общими установленными актами. В законодательных документах имеется правовой акт, который утверждает проценты начисления и коэффициенты расчета при начислении пособия.

Принцип обеспечения

Включает в себя следующие отдельные виды обязательного социального страхования:

  • оплата медицинским учреждениям всех необходимых статей расходов, которые были связаны с предоставлением застрахованному лицу медикаментозного лечения и помощи;
  • выплата пенсии по старости;
  • выплата пенсий по инвалидности;
  • пенсия, которая выдается в случае потери одного из кормильцев;
  • пособия по случаю временной нетрудоспособности;
  • отчисления, которые получены по причине получения производственного несчастного случая - сюда относятся полученные профессиональные заболевания, оплата дополнительных расходов, которые были осуществлены на медицинскую и профессиональную реабилитацию;
  • выплата пособий по беременности и родам;
  • выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет;
  • многие другие виды обеспечения, которые были специально остановлены при помощи составления федерального закона «Про конкретные виды обязательного социального страхования»;
  • единовременные пособия для женщин, которые встали на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности;
  • единовременные пособия, которые выплачиваются после рождения ребенка;
  • социальное пособие на погребение человека.

Разновидности

Система социального обязательного страхования на всей территории страны имеет несколько основных блоков. Их можно классифицировать по определенным критериям. Стоит отметить, что социальные страхования людей в России разделяют на добровольное и обязательное. В свою очередь обязательное профессиональное социальное страхование делится на медицинское, страхование от производственных несчастных случаев, а также пенсионное страхование.

Каждый отдельный раздел должен обязательно регулироваться государственными органами.

Система обязательного социального страхования поможет максимально правильно регулировать работу всех медицинских учреждений. Также она предоставит возможности для правильной деятельности пенсионных организаций и фондов. Закон «Об обязательном социальном страховании» гарантирует гражданам полную финансовую безопасность, если они ранее были застрахованы самостоятельно или работодателем.

Каждый человек вправе добровольно застраховать собственное здоровье, а также свою жизнь по месту работу. Можно отметить, что добровольное страхование только сейчас становится популярным. Молодежь и люди среднего возраста задумываются над вопросами выплат в случае наступления несчастного случая. К сожалению, такой вид страхования распространен среди тех, кто имеет хороший доход и готов вложить средства в собственное здоровье и жизнь. Обычный рабочий класс в целях экономии средств не страхует свое здоровье и жизнь, о чем в период наступления страхового случая жалеет.

Виды обязательного социального страхования бывают разными. Но основные направлены на защиту социально незащищенных слоев населения, работников производств, пенсионеров, временно нетрудоспособных.

В комплексе обязательное социальное страхование на производстве (все его виды) способно обеспечить надежную защиту государства для всех своих граждан. Но такую деятельность должны обязательно контролировать все компетентные органы, принимающие участие в проверке документации и начислений.

Важность и необходимость страхования материнства

Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:

  • пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
  • единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
  • единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
  • пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.

Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.

Страхование сотрудников

Обязательное социальное страхование работников регламентируется статьей 212 конституционного кодекса России.

Работодатели обязуются обеспечить своим подчиненным социальное страхование от возможных производственных несчастных случаев.

Также представленный вид страхования может применяться в случае возникновения профессионального заболевания.

На основании статьи под номером 5 Закона «Об обязательном страховании на производстве и получении профессиональных заболеваний», получать выплаты могут:

  1. Физические лица, выполняющие свои обязанности на основании заключенного контракта, трудового договора со страхователем.
  2. Лица, которые были осуждены к лишению свободы на определенный срок или привлеченные к труду страхователями.
  3. Физические лица, которые выполняют работу на основании гражданского или правового договора. Именно они подлежат страхованию от полученных всевозможных несчастных случаев во время рабочего времени. Также сюда можно отнести профессиональные заболевания, которые указываются в соответствующих договорах. При наступлении такого страхового случая страхователь обязуется полностью уплачивать страховщику все необходимые взносы.

Если здоровью или жизни граждан на производстве был причинен вред, то страхователь имеет возможность воспользоваться статьей 6 181Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования». В таком случае необходимо полностью обеспечить инвалидов начислением и выплатой, а лица, которые виновны в таком деянии, должны понести ответственность.

Принцип действия

Обязательное социальное страхование – это форма социальной защиты, которая направлена на экономически активных жителей Российской Федерации. Оно способно защитить их от получения разнообразных рисков, которые связаны с потерей основного места работы, деятельности, доходов и трудоспособности. Особенность социального страхования – это финансирование граждан из специального внебюджетного фонда, который формируется при помощи специально предназначенных внебюджетных взносов работодателей и работников.

Система социального страхования была построена по принципу нежесткой эквивалентности. Сегодня существует фиксированная обязанность всех страховых выплат, которые зависят от общей величины страхового и трудового вкладов. Организация социального страхования в области рыночной экономики базируется на таких главных принципах:

  1. Обязательное и добровольное социальное страхование.
  2. Заключение договора на партнерство между государством, работодателем и работником.
  3. Компенсирование потерь, которые направлены на личные доходы, а также трудоспособность граждан.
  4. Формирование и использование целевого внебюджетного фонда.
  5. Сообщения о государственном регулировании страховой деятельности.

Взносы на обязательное социальное страхование являются основными источниками поступлений денежных средств в разнообразные бюджетные фонды. Они поступают благодаря системе обязательного страхования.

Что касается плательщиков, то обязанность выплачивать страховые взносы касается страхователей:

  1. Которые производят отчисления, выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это могут быть частные организации, ИП, физические лица, признанные индивидуальными предпринимателями.
  2. Которые занимаются практикой частной и не производят выплаты, а также другие вознаграждения для физических лиц.

Все расчеты производятся в начале отчетного периода и делаются сразу за последние несколько месяцев. Для правильного расчета необходимо взять данные по начислению страхового взноса страхователем за предыдущие отчетные периоды. В таком деле нет необходимости принимать ко вниманию учет расходов территориальных органов Фонда за все взятые прошедшие расчетные периоды.

Преимущества такого страхования заключается в получении помощи для экономически активного населения, которое будет осуществлять всю необходимую трудовую деятельность на основании всех заключенных трудовых договоров. Они должны подписываться между работодателем и работниками.

На территории Российской Федерации обязательное социальное страхование было введено в качестве дополнительной формы социальной защиты для работающего населения. В случае утраты трудоспособности, основного места работы, потери кормильца расходы по обязательному социальному страхованию берет на себя государство.

Выводы

Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что огромное количество людей, нуждающихся в социальном страховании, обязательно получит его, если обратится в соответствующие инстанции. Многие должны задуматься над тем, что они теряют, работая на предприятии не официально. Социальная защита граждан осуществляется специалистами государственных инстанций круглогодично. Человек, нуждающийся в социальной защите, имея официальное трудоустройство, гарантировано получит выплату при страховом случае.

Рассчитывая выплату, сотрудник соцстраха учитывает все отчисления, сделанные работодателем за весь период работы сотрудника, наемного рабочего. Исходя из этой суммы, в случае необходимости человеку компенсируют лечение или оздоровление. Если нанесен вред здоровью на рабочем месте, работодатель самостоятельно рассчитает отчисления и в срок сдаст отчет в местное управление социального страхования.

На случай возникновения различных ситуаций, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, государство предусмотрело такой механизм, как обязательное социальное страхование. Он представляет собой систему социальной защиты населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что входит в понятие

Обязательное социальное страхование является очень широким понятием, охватывающим множество сфер жизни человека. По своей сути данное понятие обозначает гарантированную финансовую помощь от государства при возникновении временной или постоянной нетрудоспособности.

Также гарантируется социальная защита находящимся на иждивении родственникам работающих граждан при потере трудоспособности последних.

Страхование предусматривает социальную защиту граждан при потере трудоспособности в следующих случаях:

  • наступление нетрудоспособного возраста;
  • получение инвалидности;
  • рождение ребенка;
  • смерть кормильца;
  • болезнь.

Само социальное страхование включает в себя множество различных понятий, знание которых необходимо для понимания принципа работы данного государственного механизма. Все эти понятия используются в действующем законодательстве для формулирования и разъяснения всех важных моментов, касающихся страхования.

Страховой взнос — денежная сумма, перечисляемая работодателем в пользу страхового фонда. Именно эти средства формируют бюджет, из которого осуществляются выплаты.

Средства страхования — денежные суммы либо имущество, за счет них осуществляется поддержка нетрудоспособных граждан.

Страховой стаж — суммарное количество времени, в течение которого работодатель осуществляет выплаты взносов ().

Обеспечение в контексте действующего законодательства — исполнение страховщиком или страхователем (в зависимости от конкретного случая) своих обязанностей по поддержке работников, потерявших свою трудоспособность.Появление такой необходимости называется «страховой случай».

Страховой риск — это какое-либо событие, наступление которого является основанием для выполнения социальных обязательств перед работником (ред. от ФЗ от 24.07.09).

Тариф страхового взноса – это величина ставки, обуславливающая величину денежных выплат в пользу страхователя.

Различные моменты, касающиеся рассматриваемого типа социального страхования, регламентируется законом, принятым 16.07.99 г, под названием «Об основах обязательного страхования».

В оригинальный текст документа были внесены различного рода изменения, последний раз данный закон редактировался 01.12.2014 г.

Закон распространяет свое действие только на граждан, которые обеспечены официальной работой. Так как за них работодатель выплачивает страховые взносы.

Именно из них формируется бюджет, из которого впоследствии при необходимости выделяются деньги на поддержку неработоспособных граждан. Лица, на которых распространяется действие данного закона, оговорены в Федеральном законе № 10-Ф3 и .

Основные принципы

Различные виды обязательного страхования в РФ подчиняются одним и тем же принципам. Существует несколько основных разновидностей данного способа поддержки нетрудоспособного населения. Но все они, независимо от вида, регулируются действующим законодательством.

Самый важный документ, на основании которого строится система функционирования данной сферы поддержки граждан государством — Федеральный закон №165-Ф3.

Существуют принципы, являющиеся основой нормального функционирования страховой системы:

  • стабильность обосновывается сопоставимостью взносов и социальных выплат;
  • соблюдение законности гарантируется государством;
  • страхование такого типа доступно для всех, реализация прав при возникновении страхового случая гарантируется законом;
  • вся система страхования регулируется действующим законодательством и постановлениями правительства РФ;
  • равноправие всех участников данной системы, гарантируется выполнение всех прав и обязанностей;
  • страховые выплаты осуществляются в обязательном порядке;
  • страховщик несет ответственность за расходование полученных взносов;
  • финансовая структура социального страхования является полностью автономной, не подверженной влиянию извне.

Также закон №165-Ф3 определяет следующие моменты:

  • устанавливает порядок регулирования исполнения обязанностей и соблюдения прав всех участников страховой системы;
  • регламентирует права и обязанности как страховщика, так и страхователя;
  • основания для осуществления социальной поддержки;
  • основные правовые аспекты.

Профессиональное обязательное страхование и его характеристика

Многие профессии связаны с большим риском, именно поэтому существует отдельная сфера социального страхования – профессиональная.

Существует целых 32 класса различных рисков, связанных с профессиональной деятельностью. И в зависимости от класса риска формируется величина взноса. Чем риск выше, тем, соответственно, страховой взнос больше.

Общее и его характеристика

Условия социального страхования (размеры, порядок и условия выплат), касающиеся реабилитации (социальной и профессиональной), устанавливаются действующим законодательством. А именно постановлением Правительства РФ (от 14.05.06 г).

Размер пособия при временной нетрудоспособности лица устанавливается в размере 100% от его среднего месячного дохода.

Выплачивается за все время нахождения на больничном (до самого выздоровления). Также учитывается индексирование страховых выплат в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации.

Общее социальное страхование подразумевает выплаты пенсии по достижении старости, получении инвалидности.

Также предусматривается государственная социальная поддержка беременным женщинам. Им осуществляются ежемесячные выплаты по уходу за ребенком, а также выплачивается пособие во время беременности и после родов (закон №213-Ф3 в редакции от 24.07.09).

Страхование – это совокупность мер государства по защите людей от внезапных происшествий, из-за которых человек может потерять возможность зарабатывать деньги. Есть целый ряд законов, суть которых нацелена на обеспечение правовых и финансовых гарантий, когда у обычного человека возникают изменения материального характера: он подорвал здоровье и требуется непрерывное лечение; из-за травмы на заводе стал инвалидом; сократили, или наступили времена безработицы; семья потеряла кормильца. В таких и подобных случаях застрахованный российский гражданин имеет право на возмещение вреда, причиненного негативными действиями. При наступлении страхового случая пострадавшему выплачивается сумма в определенном размере.

Нормативные документы, утверждающие, регулирующие и контролирующие распределение средств между трудоспособными жителями страны – и есть система обязательного социального страхования. Сюда входят внебюджетные организации и фонды, которые проводят политику среди трудящихся. Главной инстанцией является Фонд социального страхования (ФСС). Он определяет пути оберегания от рисков, как основного критерия страховой сферы.

Управление

Можно сказать, что данным комплексом управляет государство, а главная управленческая роль принадлежит Президенту страны, при этом он не вторгается в деятельность фондов, поскольку их наполняют обычные компании, а запасы поступают за счет гражданских уплат.

Главные внебюджетные фонды, осуществляющие страхование в России:

  • ФФОМС,

Координация происходит на трех уровнях::

  • фонды, созданные государством;
  • территориальные организации;
  • административные единицы.

Такое управление гарантирует эффективное выполнение государственной политики в сфере социального обеспечения.

Виды социального страхования

В России можно поделить все страхование на:

  1. Обязательное социальное страхование — это система гарантий и законов, направленная на оказание поддержки малоимущим и престарелым гражданам, и которая контролируется государством.
  2. Добровольное страхование — это оформление страховых отношений по собственному желанию страхователя и страховщика. Предметом может выступать жизнь, здоровье, как свое так и родственников; накопительная программа; страхование на срок поездки в другую страну; медицинская страховка; забота о своей недвижимости, машине, имуществе.

Данные способы отлично дополняют друг друга по форме денежной защиты и работают для повышения качества жизни граждан РФ.

В Европе и США вид добровольного страхования получил огромную популярность. Сама сфера этого бизнеса там очень актуальна, и развивается куда более ярко и динамично, потому что население и компании очень хорошо понимают риски.

Это самый распространенный и актуальный вид страхования, и он имеет следующие формы:

  • при временной потере трудоспособности, по причине беременности и материнства;
  • материальная помощь при ЧП на рабочем месте и профессиональных заболеваний;
  • медицинская страховка;
  • пенсионное содержание.

Кто выступает субъектами?

Субъектами страховых отношении являются:

  1. Застрахованный: любое физическое лицо, которое работает согласно трудового законодательства России, и может заключить договор страхования своей жизни, здоровья.
  2. Страхователь: это компания, которая оказывает услуги страхования физических лиц.
  3. Страховщик: фонды соцстраха Российской Федерации.

Кто может быть застрахован?

Подлежащих обязательному социальному страхованию, несколько групп, куда входят люди, которые из-за происшествия могут чего-либо лишиться и им есть что терять: физическое состояние, бизнес, достаток, да и вообще жизнь. Сюда относятся:

  • лица, которые трудятся по найму в госучреждениях, занимающие муниципальные должности;
  • участники и руководители производственных кооперативов, которые отвечают за развитие фирмы;
  • служащие церкви;
  • осужденные люди, но привлеченные к труду;
  • жители без гражданства;
  • частные предприниматели;
  • специалисты, оформленные по .

Когда человек трудится на производстве, у него больше вероятности получить повреждения, покалечиться или приобрести заболевание из-за специфики работы. Чтобы предупредить развитие плохих последствий, обезопасить работающее общество, а при необходимости посодействовать в лечении и восстановлении здоровья, государство разработало комплекс мероприятий, направленных на сокращение потерь от чрезвычайных происшествий и возврат трудящимся расходов на больницу и реабилитацию вследствие увечий и заболеваний, полученных на рабочем месте.

Защита населения определяется конституционным правом и Федеральным законом, и является необходимой. Все работодатели должны застраховать своих работников от последствий травм и болезней. Таким образом, власть защищает интересы не просто граждан, но и интересы общества в целом.

Такой вид страхования обеспечивает людям:

  • защиту в общественном плане;
  • компенсацию оплаты медицинского обслуживания, если человек покалечился, выполняя трудовой долг;
  • проведение упреждающих действий и мероприятий по сокращению травматизма на рабочих местах;

Таким образом, лица, пострадавшие в производственных происшествиях во время работы, или получившие профзаболевания, подлежат страховке, которая формируется из средств:

  • взносов самих страхователей;
  • оплачиваемых штрафов;
  • платежей от страхователей, в случае их ликвидации;
  • других платежей, не противоречащих законам Российского государства.

В каком объеме будет возмещен ущерб, полученный в процессе работы, зависит от класса профессионального риска. Есть 32 категории опасности профессий. Начинает этот список специалист по акклиматизации морских биоресурсов, а самой опасной профессией считается шахтер по добыче угля.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности

Данный вид защиты предусмотрен для людей, которые непродолжительный срок не могут работать, но на этот период они рискуют остаться без дохода.

Сюда попадают следующие моменты:

  • на случай временной нетрудоспособности, если человек заболел или травмировался в нерабочее время, и не может какое-то время выполнять должностные обязанности;
  • декретный отпуск;
  • в связи с материнством;
  • уход за ребенком по достижении им 15 лет;
  • смерть застрахованного или несовершеннолетнего члена его семьи.

Пособия существует в следующих видах:

  • по причине временной нетрудоспособности;
  • помощь женщинам при беременности, если они вставшим на учет в женской консультации на раннем сроке;
  • выплаты по случаю рождения ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • компенсация на захоронение.

Правительство ежегодно планируют такие статьи, утверждает их в бюджет заранее. Это важный шаг в создании благоприятной общественной обстановки и поддержки народа, а также для развития здорового общественного сознания и повышения демографической составляющей.

Забота о медицинских работниках

Мужчины и женщины, занятые в медицине и фармацевтике, спасая людей, каждый день подвергаются угрозам, поэтому к ним особое отношение. Власти утвердили список медицинских «опасных» статусов, у которых степень риска заразиться и навредить здоровью очень высок.

Порядок страхования устанавливается Правительством для медработников учреждений федерального уровня, и органами государственной власти для сотрудников медицинских учреждений, которые находятся в ведомстве субъектов Российского государства.

Когда эти люди должны быть защищены? Когда они:

  • оказывают психиатрическую помощь;
  • контактируют с туберкулезными пациентами;
  • осуществляют диагностику, лабораторные исследования и проводят лечение пациентов ВИЧ-инфецированных;
  • работают в должностях, которые состоят в перечне, утвержденном Правительством РФ.

По факту наступления страхового случая берется во внимание степень профессионализма сотрудника и есть в этом конкретно его вина. Возможно ситуация возникла по неосторожности, или недостаточной компетентности.

Если медработник при исполнении своего долга оказания медицинской помощи, или при проведении медицинских исследований, погибает, то семья погибшего получает единовременного денежное пособие, которое утверждается органами Правительства, власти и местного управления в соответствии с местом работы погибшего.

Расчет страховых взносов, как основного и регулярного платежа, производит бухгалтерия предприятия. Он состоит из фиксированной части страхового тарифа, и переменной части в виде процентов нему, который страхователь оплачивает страховщику.

Размер процентов фиксируется страховщиком и может изменяться, быть ниже или выше в зависимости от состояния условий охраны труда, насколько хорошо оборудованы заводские территории, сколько затрат относится на страхование сотрудников, но не превышая 40% самого тарифа.

При расчете тарифа берут за основу суммы выплат застрахованным гражданам. Страховые тарифы устанавливаются и контролируются Законодательством РФ, в зависимости от видов экономической деятельности.

Индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие частную практику на основании лицензии, оплачивают суммы своих взносов в индивидуальном порядке в зависимости от суммы доходов. Объем социальной помощи для жителей России прямо зависит от состояния компаний, где они работают, от отношения нанимателя к трудящимся. Внутренняя атмосфера и проявление заботы руководства о своих подчиненных в виде предоставления страховки – яркий показатель фирмы.

Новшества в 2017 году в страховании

Обязательное социальное страхование 2017 года обновило контролирующую роль. У Фонда социального страхования забрали возможность следить за страховыми платежами. Сейчас это делает Федеральная налоговая служба, а это значит, что все движения в страховой сфере происходят согласно налоговому законодательству.

С 2017 года ФНС:

  • следит за режимом оплаты взносов;
  • производит прием отчетности, начиная с 2017 г;
  • начисляет штрафы за просроченные периоды;
  • вводит вид расчета взносов;
  • определяет новый повод для отказа принять отчетность, если не совпадает общая сумма по взносам с индивидуальной суммой по каждому по каждому сотруднику, то такой отчет считают не предоставленным;
  • вводит перерасчет командировочных: при превышении суточных свыше 700 руб. по России, и 2500 руб. в загранкомандировке, исчисляется и уплачивается дополнительно.

За Пенсионным фондом и ФСС все также остается ряд функций, как прием оплат, которые должны поступить до 2017 года, инспектирование проверок с выявлением недоимки.

По всем возникшим непонятным вопросам об уплате взносов нужно обращаться в Минфин. Налоговая служба информирует плательщиков об их правах и обязанностях, порядке и своевременности оплат, сдаче отчетности.

Страхование всегда остается надежным методом материальной поддержки людей, работающих в России. Такой способ заботы позволяет чувствовать себя уверенным и самому трудящемуся, и его близким, если вдруг он потеряет возможность , то они смогут получать материальную поддержку для восстановления здоровья и поддержания семьи. В бизнесе это также эффективный метод создания благоприятной атмосферы компании, особого стиля, выработки своей собственной деловой атмосферы, с помощью чего можно активно привлекать сотрудников, сохранять надежные рабочие места, и развивать эффективную корпоративную культуру.


Top