Вопросы что где когда по географии сложные. Географическая игра «Что? Где? Когда? План проведения Недели географии

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 5 – 6 классов.

Учител ь ШСР “Альтер»:

Сабитова Н.Г.

г.Караганда

Игра проводится в форме брейн – ринга между тремя командами. Возраст игроков – 5 –6 класс. В команде 6 человек.

Оборудование :

· 2 кубика (на гранях одного кубика цифры от 1 до 6, на гранях другого кубика – цвета: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый и белый);

· цветные таблички с названием предмета: зеленый – биология и география; синий – логика; красный – математика; желтый – история; оранжевый – казахский, английский языки; белый – русский язык и литература;

· набор вопросов по предметам;

· эмблемы для игроков;

· сигнальные карточки;

· вопросы для игры со зрителями.

Правила игры:

· Игра ведется до 6 очков, набранных одной из команд.

· Жеребьёвкой определяется порядок игры команд.

· Кубики выкидывают игроки команд по очереди, определяя номер вопроса и цвет предмета.

· Право первыми дать ответ предоставляется команде, играющей раунд.За верный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать ответ, то право ответа предоставляется болельщикам. За верный ответ болельщиков команда получает 0,5 балла.

· Если и команда, и болельщики не дали верного ответа, то право дать верный ответ переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карточку. В этом случае за верный ответ команда получает 0,3 балла.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре трёх команд знатоков.

Очень часто мы слышим, что школьные науки - вещь скучная. Они не скучные – они просто очень серьезные.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, понятиям, которые изучил в школе. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Каждое утро смотрит на термометр, чтобы определить, какой будет день – тёплый или холодный, и надеть соответствующую одежду. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Путешествуя, определяет маршрут следования, используя географические данные места назначения. Попав в другую страну, использует все доступные ему средства общения – мимика, жесты, а прежде всего – язык. Пользоваться основами школьных предметов стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали науки. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по школьным предметам. И в этом нам помогут команды знатоков.

Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команды 5/1, 5/2 и 6 классов. Встречаем команды. (Приветствие и представление команд знатоков)

Вопросы по математике:

1. С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891)

Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Внимание, вопрос: Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?

Ответ: Лóкоть.

2. С вами играет Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России - обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки – сектор «Блиц»:

1). Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

2). На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

3). Сколько дней в летних каникулах? (92)

3. С вами играет Евклид -древнегреческий математик , автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Внимание вопрос:

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

Ответ: Один, два, много.

4. Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:

1. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

2. Город, состоящий из 101 имени. (Сева-сто Поль)

3. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)

5. С вами играет Ганс Христиан Андерсен.

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Внимание вопрос:

Что это за единица длины?

Кто эта героиня?

Ответ: Дюйм. Дюймовочка.

6. Играют учителя математики Григорьева Т.С. и Сабитова Н.Г.

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: Радиус

Вопросы по биологии и географии

1. Играет учитель географии Чалапко Л.М.

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка поверхности Земли расположена по отношению к ней только в одном направлении. Через эту точку проходят все меридианы.

Внимание, вопрос: Что это за точка?

(Северный полюс)

2. С вами играет Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множества научно-популярных книг.
Сектор «Блиц»:

3) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу. Здесь высота прилива достигает максимума. (Залив)

3. Внимание, черный ящик!

У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию.

(Очки)

4. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь?

(О яблоках)

5. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

(Луковица)

6. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

(Вода)

Вопросы по истории

1. Играет учитель истории Исина А.С.

Сектор «Блиц»

1) В настоящее время ни у кого не возникает вопрос: на чём же писать? Конечно же, на бумаге. А на чём писали древние египтяне? (Папирус)

2) Эта сакская царица приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью. (Томирис)

3) Назовите первый период каменного века (Палеолит)

2. В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

(Карта)

3. Вопрос задаёт учитель истории Исина А.С. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

(Гвоздь)

4. Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

(Календарь)

5. Сектор «Блиц»

1) Изображение бога в виде статуэтки (Идол)

2) Захоронения в эпоху бронзы (Курганы)

3) Верхний деревянный купол юрты (Шанырак)

6. Сектор «Блиц»

1) Одно из первых орудий древнейщего человека (Рубило)

2) «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике… (Иссык)

3) Название новокаменного века (Неолит)

Вопросы по логике

1. В школе 400 учеников. У скольких учащихся совпадут дни рождения?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.

Ответ: совпадут у 35 человек.

2. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?

(Время обдумывания 2 мин.)

Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365: 7 = 52 ост 1).

С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.

Ответ: воскресенье.

3. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.

2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.

3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

4. . Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг. Ответ : 3 кг .

5. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.

Ответ: 6 дней

6. Вопрос: В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну. Как это сделать?

Ответ:

Вопросы по русскому языку и литературе.

1. Сектор «Блиц»: Назовите сказку:

1) «Шёл солдат по дороге: «Раз-два, раз-два!» Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

2) «Одну удивительную, полную захватывающих приключений историю, он услышал от ласточки…» («Дюймовочка»)

3) «Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24…» («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Уважаемые знатоки, с вами играет Ганс Христиан Андерсен: «В одной из моих сказок описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком тесте идёт речь?

(Горошина)

3. Реши примеры из грамматической арифметики. В ответах у вас должны получиться слова, обозначающие названия птиц.

1) Каро + со (Сорока)

2) Флаг + моника – ка (Фламинго)

3) Яд + тело – о (Дятел)

4) Гол + ива (Иволга)

5) Ров + секция – ия (Скворец)

6) Сало + точка – о (Ласточка)

4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель русского языка Е.Н.Водопьянова:

Разгадайте шарады:

1) Между союзом и предлогом

Поставь небесное явленье,

И три составленные слога

Дадут забор иль загражденье (О-град-а)

2) Мой первый слог – на дереве

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)

5. Мультипликационная пауза!

(Серия мультфильма «Маша и медведь»)

6. Сектор «Блиц»: Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой:

1) Чья душа потёмки? (Чужая душа - потёмки)

2) С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото )

3) Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

Вопросы по английскому и казахскому языкам

1. Чем уникально предложение

«The quick brown fox jumps over the lazy dog»?

(В нём используются все 26 букв алфавита)

2. Чем интересно слово « racecar »?

(Оно читается одинаково слева направо и справа налево)

3. К какому из слов английские поэты никогда не могут подобрать рифму?

a) month

B) lake

c) house

d) town

(month )

4. Назовите слово английского языка, где встречаются три удвоенные буквы подряд .

(Bookkee per )

5. Сектор «Блиц»

1) В чем состоит различие между сказками и легендами? (В легенде описываются события, которые имели место быть когда-то давным-давно)

2) Назовите сказку, в которой кошка поплатилась своим хвостом за необдуманный поступок. («Мақта қыз бен мысық»)

3) Назовите имя хитреца, который умудрился получить у бая десять отборных овец за обглоданную кость. (Алдар Косе)

6. Музыкальная пауза

Игра со зрителями

1. Отгадайте антифразы. Отгадками служат известные пословицы.

1) Злое предложение и собаке отвратительно. (Доброе слово и кошке приятно)

2) Коротка ночь от утра, если забот полно. (Долог день до вечера, коли делать нечего)

3) Начал безделье – работай трусливо. (Сделал дело – гуляй смело)

4) Слабую вражду пилой распилишь. (Крепкую дружбу топором не разрубишь)

5) За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь)

6) Щедрость – редкому счастью конец. (Жадность – всякому горю начало)

2. Отгадайте шарады:

1) Три первые буквы – сирены сигнал,

А последние две – предлог.

Целое – каждый в лесу видал

И в печке зимою жёг. (Сос – на)

2) К строению предлог добавишь,

а в целом ты руду расплавишь (Дом – на)

3) Слог первый – среди нот,

Второй – на танцплощадке,

Всё вместе – корнеплод,

Зреющий на грядке. (Ре – па)

3. Древний человек (Австралопитек)

4. Древнейшее религиозное представление (Тотемизм)

5. Первый сплочённый постоянный коллектив родственников (Род)

6. Главное условие для развития человека (Труд)

7. Древнегреческий историк (Геродот)

8. Материал для покрытия и утепления юрты (Кошма)

9. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило? (Она обращается к девочке.)

10. 1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

11. Единица скорости на море? (узел)

12. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да, если один из множителей равен нулю)

13. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

14. Сколько вершин у куба? (8)

15. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

16. Количество материков умножьте на количество океанов. Что получили? (24)

17. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)

Представьте ситуацию, Вас останавливает на улице репортер какого-то местного канала, с ненавязчивым предложением — ответить на ряд простых вопросов о стране, в которой Вы живете, учитесь, работаете… Если вы сомневаетесь в себе, в своих знаниях — вы найдете тысячи причин уйти от вопросов, захотите удалится, пройти мимо, избегая тем самым весьма щекотливого положения, граничащего с позором. Одно дело — опозориться перед одним человеком и совсем другое — на всю страну.

Недавно, в эфире одного из государственных каналов показали видео именно такой ситуации — в людном месте, в центре Москвы проводился опрос на тему: «как вы знаете географию России». Задавались самые простые вопросы, и к сожалению большая часть «испытуемых» оконфузились…

В связи с этим, мы решили ввести рубрику «Все о России», разделяя статьи на вопросы — ответы по географии, истории, и так далее… Сегодня начнем с географии. Проверьте свои знания здесь и сейчас:

10 простых вопросов по географии России

1 Россия самая большая страна в мире по площади. Где расположена большая часть территории России?

Ответ:На востоке Европы и на севере Азии

Европейская часть страны занимает около 23 % площади. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.

Азиатская часть России, занимающая около 77 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным) и Дальним Востоком.

2 Сколько субъектов в Российской федерации?

Ответ: Российская Федерация состоит из 85 субъектов

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации - название территориальной единицы в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Всего — 85 субъектов. Из них — 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.

3 Сколько часовых поясов в России?

Ответ: 11 часовых поясов

Время в России регулируется Федеральным законом «Об исчислении времени», в соответствии с которым с 26 октября 2014 года установлено 11 часовых зон. Любопытно, что Республика Якутия занимает целых три часовых пояса, Сахалинская область два, тогда как остальные России лежат в черте единственного часового пояса.

4 Сколько стран граничит с Россией?

Ответ: 18 государств

Россия признаёт наличие границ с 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией,Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией.

5 Сколько рек и озер в России?

Ответ: Более 2,8 млн рек и ∼ 2 747 997 млн озёр

В России более 2,8 млн рек общей длинной 12,4 млн км. Большее количество этих рек – относительно небольшие и их длина обычно не более 100 километров. Но вот что касается больших рек, то они поистине огромны и достигают шокирующих размеров. Подробнее о самых больших реках России —

В России 2 747 997 озёр общей площадью 408 856 км (без учёта Каспийского моря). Крупнейшее озеро - Каспийское море. Из озёр в традиционном смысле крупнейшими по площади являются Байкал (31 722 км²), Ладожское (17 872 км²), Онежское (9693 км²) и Таймыр (4560 км²), а по объёму Байкал (23 516 км³), Ладожское (838 км³), Онежское (292 км³) и Хантайское (82 км³), при этом около 96 % всех запасов озёрных вод сосредоточено лишь в восьми крупнейших озёрах, из них 95,2 % приходится только на один Байкал. О самых красивых озерах России по версии нашего журнала —

6 Сколько морей омывает Россию?

Ответ: Россия омывается 1 замкнутым морем и 13 морями, принадлежащими трём океанам

Моря Атлантического океана, омывающие Россию:

  • Балтийское море
  • Чёрное море
  • Азовское море

Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию:

  • Баренцево море
  • Печорское море
  • Белое море
  • Карское море
  • Море Лаптевых
  • Восточно-Сибирское море
  • Чукотское море
Моря Тихого океана, омывающие Россию:
  • Берингово море
  • Охотское море
  • Японское море
Замкнутые моря, омывающие Россию:
Закат над Каспийским морем, съемка из Космоса

7 Сколько людей проживает в России?

Ответ: Более 146 миллионов человек

Россия считается самой большой страной в мире по размерам собственной территории, а вот что касается численности населения, то здесь наша страна расположилась только на 9 строчке планеты.

  • Китай 1 339 450 000
  • Индия 1 187 550 000
  • США 310 241 000
  • Индонезия 237 556 000
  • Бразилия 193 467 000
  • Пакистан 170 532 000
  • Бангладеш 164 425 000
  • Нигерия 158 259 000
  • Россия 143 300 000

По данным Росстата, на 1 января 2017 года общая численность населения России составляет 146 804 372 человек.

И все же, РФ является наиболее населенным государством Европы. Средняя плотность составляет 8,36 человека на один квадратный километр, однако дело в том, что плотность населения распределена крайне неравномерно. Так, около 80 процентов наших соотечественников в европейской части страны, которая составляет всего лишь 23% всей территории РФ. Если плотность населения, скажем, в Чукотке составляет 0,07 жителя на квадратный км, то в Москве, столице нашей родины, цифры совершенно иные - около 4700 человек на квадратный км!

8 Сколько федеральных округов в России?

Ответ: 8 округов

Все субъекты Российской Федерации объединены в 8 федеральных округов.

Правовой основой создания федеральных округов Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В соответствии с этим Указом было образовано семь федеральных округов:

  • Центральный (административный центр — Москва)
  • Южный (административный центр — Ростов-на-Дону)
  • Северо-Западный (административный центр — Санкт-Петербург)
  • Дальневосточный (административный центр — Хабаровск)
  • Сибирский (административный центр — Новосибирск)
  • Уральский (административный центр — Екатеринбург)
  • Приволжский (административный центр — Нижний Новгород)
  • В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Он стал восьмым (административный центр — Пятигорск).
  • Указом президента Владимира Путина от 21 марта 2014 г. образован девятый федеральный округ – Крымский. (административный центр — Симферополь), однако позднее, в 2016 году, Владимир Путин включил Крымский федеральный округ в состав Южного федерального округа.

На карте округов отсутствует Крымский округ — старая карта.

9 Сколько городов в России?

Ответ: 1113 городов

По состоянию на 10 октября 2015 года число городов РФ увеличилось до 1113, так как посёлок городского типа Углегорск Амурской области, преобразовывается в город Циолковский.

Тем не менее, он относится к так называемым закрытым городам России (ЗАТО). Ведь именно здесь ведется полномасштабное строительство космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» будет располагаться недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный». О закрытых городах России —

Крупнейшими городами России являются:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж.


Президент России Владимир Путин на космодроме Восточный, 14 октября 2015 года

Ответ: Эльбрус / Каспийское море

Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии.

Самая низкая точка России расположена далеко на юге – у самого Каспийского моря, где на Прикаспийской низменности абсолютные отметки достигают -28 метров! Другими словами, эта территория располагается почти на тридцать метров ниже уровня Мирового океана.

Конечно, ей далеко до абсолютного чемпиона – Мёртвого моря, которое лежит ещё на 400 метров ниже океанских берегов, но и высота девятиэтажного дома – это тоже немало.

Прикаспийская низменность когда-то была дном огромного моря, на память о котором нам остался необъятный Каспий.

Разработка игры «Что? Где? Когда?»

Отборочный тур. В ходе отборочного тура формируются четыре команды по 3 человека. Тур проходит в четыре этапа. О готовности к ответу учащиеся сигнализируют лотами.

По ходу игры работает жюри. В отборочном туре оно отмечает тех учащихся, которые после объявления вопроса первыми поднимут лот.

Работники банка “Гео” контролируют передвижение капитала, т.е. раздают первоначальный капитал, взимают плату за вопрос, выигранный в ходе аукциона, выплачивают прибыль, полученную в результате правильного ответа.

Вопросы отборочного тура.

I этап

  1. Самый большой остров.
  2. Самый большой полуостров.
  3. Самая высокая точка мира.
  4. Самое маленькое море
  5. Самая глубокая впадина в Мировом океане.
  6. Самое жаркое место на Земле.
  7. Полюс холода планеты Земля.
  8. Самое сухое место на Земле.
  9. Самое влажное место на Земле.
  10. Самое мощное холодное течение в Мировом океане.

II этап

  1. Высшая точка Кордильер.
  2. Высшая точка Анд.
  3. Высшая точка Большого Водораздельного хребта.
  4. Высшая точка Гималаев.
  5. Высшая точка Альп.
  6. Высшая точка гор Атлас.
  7. Высшая точка гор Тянь-Шань.
  8. Высшая точка Памира.
  9. Высшая точка гор Кавказ.
  10. Высшая точка Уральских гор.

III этап

На каком материке находится озеро

  1. Байкал
  2. Титикака
  3. Танганьика
  4. Виктория
  5. Ладожское
  6. Большое Невольничье озеро
  7. Балатон
  8. Ньяса
  9. Балхаш

IV этап

  1. Самая длинная река мира.
  2. Самая многоводная река земного шара.
  3. Река, два раза пересекающая экватор.
  4. Река, на которой находится водопад Виктория.
  5. Самая крупная река Австралии
  6. Какую реку называли “отцом вод”?
  7. Притоком, какой реки является Иртыш?
  8. Ангара является левым или правым притоком реки Енисей?
  9. По какой реке проходит часть границы между Россией и Китаем?
  10. Какая река в Индии является священной?

Игра также проходит в четыре этапа.

В начале первого этапа командам вручают первоначальный капитал в условных деньгах (по 2000 долларов). Первый этап проходит в виде аукциона. Командам предлагается вопрос и называется первоначальная цена. Команды участвуют в аукционе, и право ответа предоставляется той команде, которая назвала большую цену. Соответствующая сумма изымается со счета команды в пользу банка “Гео”. В случае правильного ответа команда получает количество денег, обозначенных на вопросе. В противном случае пополняется фонд банка “Гео”.

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай».
Класс делится на 2 команды (по 7 человек). Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с названием команды)
На столах таблички с названием команд: «ПЛАН» и «КАРТА»
Участники команд выбирают капитана,
Представляется жюри. (Старшеклассники)

Цели: закрепление изученного материала, проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта», закрепление навыков решения географических задач.
Игра состоит из 6 геймов.

Задания для 1 команды :

  1. Создатель первого глобуса? (М. Бехайм)
  2. Ученый, впервые вычисливший окружность Земли и выделивший географию из других наук? (Эратосфен)
  3. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
  4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков… (План местности)
  5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
  6. Совокупность неровности земной поверхности называется… (рельефом)
  7. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
  8. Самая большая географическая широта? (90о)
  9. Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
  10. «Адрес» любого объекта на поверхности Земли определяется… (географическими координатами)

Задания для 2 команды :

  1. Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют… (солнечную систему)
  2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
  3. Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
  4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
  5. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)
  6. Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
  7. Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется… (абсолютной высотой)
  8. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  9. В каких точках «встречаются» все меридианы? (Северный и южный полюс)
  10. Что называют вторым языком географии? (Карта)

2 гейм «Заморочки из бочки»

Команды получат по 4 задания, по очереди выбирая числа от 1 до 8, время на задание 2 мин. за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если изменяется только долгота, а широта остается неизменной. (С-Ю или З-В)

2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

3. Замените выделенные слова условными обозначениями:

«Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге»

4. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м

5. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4)

6. Определите масштаб плана, если на них дорога длиною в 3 км имеет длину 10 см.

А) В 1см 3000 м
Б) В 1 см 30 км
В) В 1 см 300 м

7. Запишите в таблицу численные масштабы, соответствующие указанным именованным.

Именованный

Численный

в 1 см - 5 м

1:500

в 1 см - 450 м

1: 45 000

в 1 см - 500 м

1:50 000

в 1 см - 25 км

1:2 500 000

в 1 см - 1 км

1:100 000

в 1 см - 50 км

1:5 000 000

в 1 см - 25 м

1:2 500

8. Чтобы определить стороны горизонта, мы обычно находим направление на север. Где на земном шаре наши взоры всегда будут обращены на север, как бы мы не поворачивались. (Южный полюс)

3 гейм «Ты мне – я тебе»

Капитаны команд выбирают задания для своих соперников, называя числа от 1 до 6, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исландия)

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д. (вдп. Виктория)

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.) . (о.Пасхи)

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д. (вдп. Анхель)

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров (о. Петра I)

6. Корабль находящийся в точке 30 о ю. ш 70 о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30о ю.ш. 110о в.д.) и «Вера» (20о ю.ш. 50о в.д.) . Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера»)

4 гейм «Темная лошадка»

Кто быстрее и точнее расшифрует послание (max 5 баллов) .

5 гейм «Конкурс капитанов»

Дается 3 задания разной сложности капитан получает количество баллов в зависимости от выполненного задания, если выполняется несколько заданий, то баллы суммируются. На выполнение задания дается 7 мин.

5 баллов. Каким видом транспорта можно быстрее совершить «кругосветное» путешествие (с возвращением в точку отправления): самолетом по экватору (средняя скорость 800 км/ч), на морском судне по 60° ю. ш. (средняя скорость 40 км/ч) или на лыжах по 89° ю. ш. (средняя скорость 12 км/ч). Сколько времени будет продолжаться каждое из этих путешествий (не учитывая остановок)? (На самолете – 50 ч., на морском судне – 500 ч., на лыжах – 58 ч.)

4 балла. Найдите изображение отмеченных на панораме местности ориентиров на фрагментах топографической карты: (1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – а, 5 – б, 6 – и, 7 – з, 8 – д, 9 – в, 10 – л, 11 – к) .

3 балла . Какое место на Земном шаре ближе всего расположено к центру Земли? Почему? (У полюсов, т.к. Земля приплюснута у полюсов)

Одновременно с конкурсом капитанов проводится конкурс для остальных членов команд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Заполните таблицу, определив географические объекты по данным координатам.

6 гейм «Гонка за лидером»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

1. Уменьшенная модель Земного шара – это … (глобус)
2. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой?
(Горизонталь)
3. Азимут измеряется в …
(градусах)
4. Широта бывает…
(северной и южной)
5. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.
(Масштаб)
6. Какое кругосветное путешествие будет короче: по экватору или по 60
о с. ш.
7. Прибор для определения сторон горизонта.
(Компас)
8. Легенда карты – это …
(условные знаки)
9. Все параллели имеют одинаковую…
(форму – окружность)
10. Сторона горизонта, имеющая азимут 270
о (Запад)

2 команда

1. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (Азимут)
2. Долгота бывает…
(западной и восточной)
3. Путь, по которому движутся планеты.
(Орбита)
4. Точка, у которой только одна координата.
(Полюс)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти?
(Горизонт)
6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90
о . (Восток)
7. Умение находить стороны горизонта.
(Ориентирование)
8. Самая длинная параллель.
(Экватор)
9. Этот полюс на глобусе находится внизу.
(Южный)
10. 510 млн. кв. км.– это…
(площадь поверхности нашей планеты)

Конкурсы для болельщиков

Конкурсы для болельщиков можно провести, когда жюри подводит итоги конкурса или одновременно с конкурсами для команд. Оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команды, за которую они болеют.

Задание 1 . Впишите в пустые клетки названия объектов, соответствующих изображенным условным знакам.

Задание 2 . Каждой команде болельщиков раздаются разрезанные карточки. Задача – установить соответствие «Картина – условный знак».

Подведение итогов. Награждение победителей

Литература :

1. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 г.
2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 г.
3. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 г.
4. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 г.
5. «Занимательные вопросы по географии» Б.А. Нагорный, М. – «Учпедгиз» – 1958»
6. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 г.
7. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г.
8. «Занимательные вопросы по географии» Н.М. Гробштейн М. – «Просвещение», 1965 г.
9. «География. 6 класс. Поурочные планы» И.И. Нагорная, Волгоград – «Учитель», 2007г.


ГБОУ СОШ села Самовольно-Ивановка

Игра: Что? Где? Когда?

(по географии)

учитель географии

Голощапова И.В.

2013 год

Цели игры:

развитие познавательной активности учащихся; выявление и повышение авторитета наиболее смекалистых и активных ребят; повышение интереса к предмету география.

Участники:

2 команды учащихся 8-9 классов по 5 человек.

Конкурсы:

    Разминка

(за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл; время на подготовку 1 минута)

    Ока для Волги (приток).

    Орех с Чунги Чанги (кокос).

    Море, терпящее бедствие (Арал).

    Древний скандинав – воин (викинг).

    Противник Востока (запад).

    Почва полупустынь (солонец).

    Сосед чукчи (якут).

    Макушка Земли (полюс).

    Кто больше назовет?

Игроки выбирают по одному представителю от команды. Им предлагается назвать, по очереди, как можно больше географических объектов на букву «В». (1 балл за каждое правильное слово; называют по очереди по слову.)

    Неподготовленный ответ

Каждой команде дать описание географическому объекту, которое бы уместилось в одно предложение (1-ой – глобус, мыс Пиай; 1-ой – карта, о. Гренландия). (По 2 балла за каждый правильный ответ; время подготовки 3 минуты.)

    Отгадай название

Команды под руководством капитанов готовят описание какой-нибудь страны. Капитаны озвучивают это описание, команды пытаются отгадать название страны. Та команда, которая правильно назовет страну, зарабатывает 2 балла. (Время подготовки 5 минут.)

    Веселая география

(Время на раздумье 1 мин., за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл)

    Какая река растет на дереве (Прут).

    Название какой реки у вас во рту (Десна).

    Какая река России носит название стороны света (Юг).

    Один из притоков Днепра состоит из предлога и количественного числительного. Называть реку Белоруссии. (Припять).

    Река, протекающая в Турции и Ираке, носит название хищного животного. Какого? (Тигр).

    Какая река на Дальнем Востоке (без последней буквы) и какое женское имя образуют вместе реку в Средней Азии? (Амударья).

VI Вопросник

(1 балл за каждый правильный ответ)

1.В чем измеряется атмосферное давление. (мм/рт.ст.).

2.Что такое литосфера.(Твердая оболочка Земли)

3.Родина кактусов. (Мексика).

4.Как называется предмет с помощью которого мы узнаём, какое сегодня число, день недели, год? (Календарь.)

5.Родина кенгуру. (Австралия.)

6.В каком городе будут Олимпийские игры в 2014 году? (Сочи.)

7.Как называется Южный полюс Земли? (Антарктика.)

8.Какой предмет помогает людям ориентироваться в лесу и не заблудится? (Компас.)

9.Как называются коренные жители какого- либо материка? (Аборигены).

10.Родина Олимпийских игр. (Древняя Греция.)

11.Вторая страна по числу населения. (Индия.)

12.Второй по величине континент земного шара. (Африка.)

13.Место, по которому текут реки в окружении берегов. (Русло.)

14.В какое время года бывает так называемое бабье лето. (Осень.)

15.Как называется Северный полюс Земли? (Арктика.)

16.В чем измеряется сила землетрясений? (В баллах.)

    Разгадывание кроссворда

(Время на разгадывание кроссворда 5 минут; за каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл.)

Игра с болельщиками

«Самое - самое».

Болельщикам предлагается назвать самое – самое глубокое, большое, высокое, холодное. (За каждый правильный ответ болельщики приносят своей команде 1 балл.)

«Немного обо всем»

(За правильный ответ команде – 1 балл. Необходимо выбрать правильный ответ.)

  1. Кто открыл Америку?

А) Х.Колумб Б) Ф.Магеллан В) А.Веспучи

2. Кто совершил кругосветное путешествие?

А) Васко да Гама Б) Фернан Магеллан В) Френсис Дрейк

3. Как называется жилище индейцев?

А) Иглу Б) Вигвам В) Хижина

4. Из чего эскимосы строят свои жилища?

А) Из снежных кирпичей Б) Из бревен В) Из камня

5. Как называется жилище чукчей?

А) Яранга Б) Чум В) Изба

6. Науку о почвах создал.

А) В.В. Докучаев Б) Н.Н. Баранский В) Вернандский

7. Леса из каменной березы растут:

А) На Таймыре Б) На Камчатке В) В Приамурье

8.Гейзеры-фонтаны пара и воды встречаются:

А) На острове Сахалин Б) На полуострове Камчатка В) В Приморье

Подведение итогов игры. Награждение команды-победителей, самых эрудированных, самых активных игроков.

  • В просторах Атлантического океана ближе к материку Северная Америка находится единственное в своем роде чудо природы - море, берегами которого является не суша, а большие морские реки - течения, которые движутся по часовой стрелке. Поскольку у моря нет берегов, площадь его в разные времена года изменяется. Еще одна особенность этого моря в том, что оно покрыто таким количеством водорослей, какой нет ни в одном другом месте земного шара. Христофор Колумб, открывший это море по пути к Америке в 1492 году, назвал его банкой с водорослями. Как называется это странное море?

Ведущий. Вопрос:

Ведущий. Вопрос:

  • Вблизи города Астрахань находятся так называемые «малиновые озера», которые отличаются не только цветом, но и похожим на малиновый, ароматом. Именно поэтому когда - то соль, которая добывалась из этих озер, считалась лучшей и поставлялась к столу Екатерины II. Окраска соли на солнце быстро исчезала, а стойкий аромат малины или фиалок сохранялся. Как вы считаете, чем обусловлены необычные цвет и аромат воды в этих озерах?

Ведущий. Вопрос:

Эта страна - страна наоборот,

Она располагается под нами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там протекают реки без воды.

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Спасает юг от северной жары.

О какой стране идет речь? (Эта страна - Австралия, занимающая одноименный материк, расположенный в южном полушарии).

Ведущий. Вопрос:

  • (Речь идет о тонизирующем напитке - чае).

Ведущий. Вопрос:

  • Немало названий пищевых продуктов имеет «географическое» звучание. Так, сыр рокфор обязан названием одноименному французскому городу, мороженое сорта «пломбир» происходит от французского города Пломбьер, аналогичное происхождение имеют колбасы - краковская, московская, одесская. От каких географических объектов происходят названия - персик и гречка? Название персика произошло от географического названия - Персия (Иран), название гречка - от названия Греции.

Ведущий. Вопрос:

  • Антарктида - единственный материк, на котором не зарегистрировано ни одного землетрясения, хотя действующие вулканы там есть. Объясните загадку сейсмического спокойствия шестого континента.

Ведущий. Вопрос:

  • (В данном отрывке журналист Филатов описал песчаную бурю в пустыне Сахара. Сахара стала пустыней относительно недавно — около 2700 лет назад в результате очень медленной эволюции климата. А 6000 лет назад — примерно тогда же, когда возникло древнеегипетское государство — в Сахаре росли деревья и было много озёр)

Ведущий. Вопрос:

Ведущий. Вопрос:

  • На Куршской косе, что в Калининградской области, есть уникальное место, которое называется «Танцующий лес» либо «Пьяный лес». На участке примерно в 1 кв. км растут посаженные в 1980-х годах сосны. Большая часть деревьев причудливо изогнута, а некоторые в нижней части даже «скручены» в петлю. Назовите хотя бы одну гипотезу - предположение возникновения этого удивительного явления.

Ведущий. Вопрос:

  • Многие считают, что Канарские острова получили своё название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот — именно птицы были названы в честь островов. Рассмотрите герб Канарских островов и дайте объяснение их названия. (Название Канарские происходит от латинского слова canis — собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки).

Ведущий. Вопрос:

Ведущий. Вопрос:

Итог игры

Просмотр содержимого документа
«Игра знатоков географии «что? где? когда?»»

ИГРА ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся о географических объектах и явлениях, развивать умения работы в команде и нахождения коллективного варианта ответа на вопросы; формировать интерес к предмету.

Ведущий: Сегодняшняя игра знатоков будет посвящена, замечательной и древней науке – географии.

Что это такое – ГЕОГРАФИЯ? –

Мы вопрос когда-то задаем,

Это – всей планеты биография,

Всей Земли, где мы с тобой живем.

Это – ее недра и просторы,

Океаны и материки,

Это – ее реки, ее горы,

Городов, поселков огоньки.

Это – ее климат, ее страны,

Это жизнь Земли и всех людей.

Изучаем мы меридианы,

Параллели Родины своей.

Путешествуем пока по карте,

Как Земля огромна, погляди!

О планете все хотим узнать мы,

Ведь дороги ждут нас впереди!

Преподаватель. Конечно, времена так называемой романтической географии – открытий больших неизведанных земель – давно прошли, и на поверхности планеты осталось немного «белых пятен». Но на нашей Земле множество удивительных мест, куда мы и совершим виртуальное путешествие.

Представляю команду игроков и капитана команды. Слово капитану команды знатоков.

Капитан команды знатоков . Наше участие в игре будет проходить под девизом: «Без географии – мы нигде, без географии - мы никто, без географии - мы никак!»

Ведущий. Позвольте познакомить вас с правилами нашей игры. В игре участвует команда из шести человек, на обсуждение вопроса выделяется одна минута. Так же, как и телевизионной версии, игра длится до шести очков. Не допускаются подсказки. Лишь один раз знатоки могут попросить помощь зала. Для снятия утомления игроков подготовлены музыкальные паузы.

Вопросы к игре

Ведущий. Вопрос:

    В 1912 году произошла самая большая в истории мореплавания катастрофа, во время которой погибло более 1500 человек. Она произошла в неприветливых и холодных водах Атлантики приблизительно в 900 километрах на юго-восток от острова Ньюфаундленд. Причиной катастрофы стало столкновение с громадным айсбергом. О какой катастрофе идет речь? (В апреле 1912 года затонул один из самых больших пассажирских пароплавов того времени «Титаник»).

Ведущий. Вопрос:

    В просторах Атлантического океана ближе к материку Северная Америка находится единственное в своем роде чудо природы - море, берегами которого является не суша, а большие морские реки – течения, которые движутся по часовой стрелке. Поскольку у моря нет берегов, площадь его в разные времена года изменяется. Еще одна особенность этого моря в том, что оно покрыто таким количеством водорослей, какой нет ни в одном другом месте земного шара. Христофор Колумб, открывший это море по пути к Америке в 1492 году, назвал его банкой с водорослями. Как называется это странное море? (В самом сердце Атлантического океана расположено море без берегов ─ Саргассово море).

Ведущий. Вопрос:

    Те, кто побывал в Крыму, конечно, знают эту гору, напоминающую огромное животное, пьющее воду. По одной из легенд, Бог превратил это животное в нерушимую скалу, чтоб спасти людей от его кровожадности. На самом же деле, появление этой горы связано с геологическими процессами, происходившими здесь очень давно. Назовите эту гору. (Медведь- гора или Аюдаг находится на южном берегу Крыма, вблизи Аюдага располагается известный детский лагерь Артек).

Ведущий. Вопрос:

    Вблизи города Астрахань находятся так называемые «малиновые озера», которые отличаются не только цветом, но и похожим на малиновый, ароматом. Именно поэтому когда – то соль, которая добывалась из этих озер, считалась лучшей и поставлялась к столу Екатерины II. Окраска соли на солнце быстро исчезала, а стойкий аромат малины или фиалок сохранялся. Как вы считаете, чем обусловлены необычные цвет и аромат воды в этих озерах? (В водах этих озер живут мелкие солелюбивые красные рачки- артемии. Отмирая и разлагаясь, они и придают соли неповторимый аромат).

Ведущий. Вопрос:

    На земном шаре много стран, поражающих своей необычной природой. Но есть среди них страна, которую известный писатель Жюль Верн назвал «страной наоборот». Поэтесса Галина Усова так описала необычность природы этой страны:

Эта страна – страна наоборот,

Она располагается под нами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в декабре, а не в июне, лето,

Там протекают реки без воды.

(они в пустыне пропадают где - то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там в пищу кошкам достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненья,

Спасает юг от северной жары.

О какой стране идет речь? (Эта страна – Австралия, занимающая одноименный материк, расположенный в южном полушарии).

Ведущий. Вопрос:

    Вкус этого напитка горький, питье его помогает умственной деятельности, отгоняет сон, облегчает тело, просветляет взор. Длительное питье его усиливает дух, смягчает сердце, снимает утомление и противостоит лени. О каком напитке так сказал древний китайский целитель Хуа То Шидзин? (Речь идет о тонизирующем напитке – чае).

Ведущий. Вопрос:

    Немало названий пищевых продуктов имеет «географическое» звучание. Так, сыр рокфор обязан названием одноименному французскому городу, мороженое сорта «пломбир» происходит от французского города Пломбьер, аналогичное происхождение имеют колбасы – краковская, московская, одесская. От каких географических объектов происходят названия – персик и гречка? Название персика произошло от географического названия – Персия (Иран), название гречка – от названия Греции.

Ведущий. Вопрос:

    Антарктида – единственный материк, на котором не зарегистрировано ни одного землетрясения, хотя действующие вулканы там есть. Объясните загадку сейсмического спокойствия шестого континента. (По мнению некоторых ученых землетрясениям препятствует огромный слой ледяного панциря, покрывающий эту часть суши).

Ведущий. Вопрос:

    «Как ни кутайся, - пишет журналист С. Филатов, закрывай лицо, прячься в палатке или в машине, песчаная пудра проникает повсюду, все тело покрывается тонким налетом. Да и дышать практически приходится тем же песком. Чтоб сберечь краску на автомобиле, водители смазывают корпус вязким машинным маслом, т.к. песок сдирает краску, как наждак. После таких поездок автомобиль приобретает почти черный цвет и его приходится долго отмывать». Где побывал журналист и какое природное явление он описал? (В данном отрывке журналист Филатов описал песчаную бурю в пустыне Сахара. Сахара стала пустыней относительно недавно - около 2700 лет назад в результате очень медленной эволюции климата. А 6000 лет назад - примерно тогда же, когда возникло древнеегипетское государство - в Сахаре росли деревья и было много озёр).

Ведущий. Вопрос:

    Бирманцы, обитатели островов Мергуи с возрастом становятся не старше, а моложе. Поясните смысл этого феномена. (Секрет здесь несложный: по местной традиции, новорожденному сразу приписывают 60 лет, и с каждым годом его возраст уменьшается. Если человек, все время молодея, достигает нулевого возраста, ему добавляют еще 10 лет).

Ведущий. Вопрос:

    На Куршской косе, что в Калининградской области, есть уникальное место, которое называется «Танцующий лес» либо «Пьяный лес». На участке примерно в 1 кв. км растут посаженные в 1980-х годах сосны. Большая часть деревьев причудливо изогнута, а некоторые в нижней части даже «скручены» в петлю. Назовите хотя бы одну гипотезу – предположение возникновения этого удивительного явления. (Науке точно неизвестна причина этого феномена, есть только множество гипотез: природные факторы, генетические особенности, воздействие вирусов или вредителей, и даже особая космическая энергетика данного места).

Ведущий. Вопрос:

    Многие считают, что Канарские острова получили своё название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот - именно птицы были названы в честь островов. Рассмотрите герб Канарских островов и дайте объяснение их названия. (Название Канарские происходит от латинского слова canis - собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки).

Ведущий. Вопрос:

    К какому часовому поясу относятся Северный и Южный полюс? (На Северном и Южном полюсах все меридианы сходятся в точку, и их нельзя отнести ни к одному часовому поясу. Поэтому принято считать, что там действует всемирное время (по Гринвичу).

Ведущий. Вопрос:

    На вершине индонезийского вулкана Келимуту расположены три озера, каждое из которых периодически меняет цвет от бирюзового к зелёному, красному и чёрному. Объясните причину таких метаморфоз. (Такие превращения вызваны вулканическими газами, которые вступают в реакцию с различными минералами, растворёнными в воде, тем самым меняя окраску озёр).

Итог игры

Определение победителей игры, их награждение.

Преподаватель. Ребята, вы хорошо поработали, это говорит о ваших знаниях. Мы вам благодарны за хорошую игру и ненапрасно проведенное время. Я считаю, что вам всем было интересно проверить свои знания. Успехов вам. До новой встречи! До свидания!


Top