Английские леди 19 века. Женское образование в Англии XIX века

Алина Возная

В старой доброй Англии высшим достижением женщины было создание семьи. Традиционному обществу противостояли изменщицы и «синие чулки».

«Синие чулки»

В середине 18 века годах английская писательница Элизабет Монтегю организовала интеллектуальный салон. Среди посетителей ее дома выделялся ботаник Бенджамин Стиллингфлит. Вопреки правилам этикета, вместо черных шелковых чулок он носил синие шерстяные. Со временем «синими чулками» лондонцы стали так называть всех участников таких собраний.

В начале 19 века «синий чулок» - обидный ярлык для женщины, увлеченных образованием или работой в ущерб личной жизни. Со временем прозвище поменяло оттенок - так называли эрудированных дам, жизнь которых не ограничивалась ролью жены и матери.

Отношение к образованным и самостоятельным женщинам в Англии 17-18 века не было однозначным. Одни мужчины их боготворили, другие - опасались. «Синие чулки» проводили время в салонах вместе с литераторами, философами и художниками. Многие из этих женщин сами писали книги или открывали школы.

Слишком умная для брака

Английская писательница и филантроп Ханна Мор стала «синим чулком» из-за разбитого сердца. Ей было 22 года, когда она согласилась выйти замуж за Уильяма Тернера. Старший на 20 лет жених не спешил назначать дату свадьбы, а через 6 лет разорвал помолвку. По слухам, у отвергнутой невесты случился нервный срыв. Тернер чувствовал свою вину и назначил Ханне Мор годовое содержание в размере 200 фунтов ($43 тысячи на сегодня; дальше все суммы будут указываться в долларах с учетом инфляции) . Эти финансы позволили ей уехать в Лондон, стать участницей «Общества синего чулка», заняться литературной деятельностью и открыть школу для бедных. Позже Мор снова звали замуж, но на вторую помолвку она не решилась.

Ханна Мор - англійська письменниця, поетеса і драматург, член «Товариства синьої панчохи». Портрет роботи Генрі Пікерсгілла. Джерело: Національна портретна галерея в Лондоні / npg.org.uk

Где-то в середине 19 века в редакцию журналов «Семейный друг» и «Домашний журнал англичанки» пришло письмо с просьбой о совете. Джентльмен боялся играть свадьбу со своей девушкой после того, как ее эссе победило в литературном конкурсе. Мужчина не мог решить: найти безграмотную и заботливую невесту или жениться на «синем чулке», которая за интеллектуальными занятиями может забыть про услужение мужу.

Издатель и главный редактор журналов Сэмюэль Орчарт Битон написал читателю гневный ответ. Сам он был женат на талантливой колумнистке и писательнице Изабелле Мэри Битон. Она помогала мужу во всех рабочих делах, а в 1861 году написала культовую «Книгу о ведении домашнего хозяйства» .

К 1868 году было продано 125 тысяч экземпляров.

Где искать жениха

Прозвище «старой девы» было получить намного легче, чем стать «синим чулком». Достаточно было не выйти замуж к 30 годам.

В 1850-х годах в Англии было на 650 тысяч меньше мужчин, чем женщин. Женихов на всех не хватало. Более того, в надежде сколотить состояние джентльмены массово уезжали покорять колонии: Индию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Леди отправлялись вслед за любовью. Одни самостоятельно покупали билет в Австралию за $3500. Другие пользовались услугами «Общества эмиграции женщин среднего класса», основанного Марией Рай в 1862 году. Общество помогало женщинам переехать на новое место, найти жилье и работу: гувернанткой, учительницей, служанкой.

Впрочем, большинство англичанок выходило замуж на родине. Идеальный возраст для брака: 23-25 лет. Шансы найти жениха были велики весной и летом во время лондонского сезона. В случае удачи начинались ухаживания, за которыми следовала помолвка. Она длилась от полугода и в редких случаях превышала два года.

Аристократы съезжались в столицу для участия в заседаниях парламента. С ними приезжали и неженатые сыновья. В это время чаще устраивались скачки, спектакли, балы и приемы.

«Прощальный взгляд на Англию», Форд Мэдокс Браун, 1855 год. Источник: Бирмингемского музей и художественная галерея / artchive.com

Отпусти, но не прости: как наказать обманщика

Обе стороны могли разорвать помолвку. Но если решение исходило от одного только жениха, он должен был проявить такт, иначе брошенная невеста могла подать в суд. Девушки предоставляли доказательства ухаживаний: письма, подарки, иногда совместного ребенка. Суд не способен был заставить мужчину жениться, но мог назначить финансовую компенсацию.

В 1824 году Мария Фут отсудила $405 600 у бывшего жениха, который несколько раз переносил свадьбу, но в церковь так и не явился. Другая брошенная невеста, Эдит Уильямс, получила $22 300 у Эдварда Хьюза, будучи от него беременной.

Обычно, мужчины не избегали женитьбы. Общество осуждало не только «старых дев», но и одиноких джентльменов. Если обеспеченный здоровый человек не имел жены, у него подозревали наличие тайных изъянов.

«Подружка невесты». Джеймс Тиссо, 1883-1885 гг. Источник: Wikipedia

Как правильно выбирать любовника

Как помолвку и разрыв, в Англии 18 и 19 веков развод тоже почти всегда инициировал мужчина. Веской причиной развестись общество и суд признавали измену жены. Более того, супруг мог потребовать у ее любовника денежную компенсацию.

Так сделал баронет Ричард Уорсли в 1782 году. Супружеская жизнь с Сеймур Дороти Флеминг не ладилась. Но девушка не унывала и заводила любовников, от одного из которых родила ребенка. Ричард принял дочь как свою, чтобы избежать позора. Но вскоре жена бросила его окончательно и укатила с другом семьи, капитаном Джорджем Биссеттом.

Ричард Уорсли оценил ущерб в $4,3 миллиона. Но капитан имел талантливого адвоката. Тот подал встречный иск и обвинил самого баронета в аморальном поведении. Якобы однажды муж лично предложил Биссетту взобраться к себе на спину, чтобы рассмотреть, как выглядит его обнаженная жена во время плавания. Учитывая новые обстоятельства, суд присудил Уорсли символическую компенсацию в 1 шиллинг.

Баронет так и не дал официального развода жене, поэтому ей пришлось жить за счет любовников. Повторно выйти замуж она смогла 12 сентября 1805 года, через месяц после смерти нелюбимого мужа. В качестве приданого у 46-летней новобрачной было наследство в $8 миллионов.

Леди Уорсли (Сеймур Дороти Флеминг), картина Джошуа Рейнольдса, 1776 год.

Проанализировав литературные и исторические источники, мы обнаружили, что манифест «Декларация прав человека и гражданина»*, изданный вскоре после падения Бастилии, точно соответствовал своему названию.

Declaration des droits de l`homme et de citoyen.*- государственный акт, провозглашающий всеобщность и приоритет прав человека; принята Учредительным собранием Франции (26 августа 1789), вошла в качестве преамбулы в первую Французскую конституцию (1791).

Он касался лишь прав мужчин. Упущение о правах женщины как гражданина было не случайным.

В новой республике обычному человеку предоставлялись многочисленные политические права, но под словом «человек» всегда подразумевался мужчина. Женщины же не получили никаких дополнительных привилегий, которыми не пользовались бы и при монархии.

Политический подъем и рост промышленности в XIX веке в Англии принесли с собой унылое время для женщин. Отмечался рост рождаемости, и женщинам приходилось заботиться о многочисленном семействе. Несмотря на высокую смертность в младенчестве, население быстровыросло.На текстильных фабриках преобладал женский труд, женщины работали от десяти до пятнадцати часов в сутки за жалкую плату, и каким-то чудом у них хватало еще сил, чтобы выносить ребенка, заботиться о нем и о своем муже в свободное от работы время. Таким было положение женщины рабочего класса.

Что же касается женщины среднего класса, то здесь преобладал прочный идеал семьи и дома , который сформировался с возвращением реформы морали , авторитета отца и полового неравенства . Но чуть позже все это уйдет на второй план.

Предназначением женщины-буржуа было создание приятной атмосферы для мужчин , в которой последние чувствовали бы себя полноправными хозяевами. Индустриализация изменяла привычные роли мужчин и женщин. Женщины получали специальное образование по созданию домашнего уюта и не должны были работать вне дома. Женщина-рабочий воспринималась высшим обществом как «заразная, отвратительная» в противоположность женщине среднего класса, которая была «чистой», но больной, и Леди из света, которая считалась «слабой и нежной». Некий

Эдвард Чемберлен в своей книге Angliae Notitia [Чемберлен,1998:243] даже утверждает, что "положение женщин в стране на самом деле лучшее в мире, а все из-за доброй души англичанина, который относится к ним с нежностью и уважением, дает им лучшее место за столом, да и везде, всегда предлагает им свою руку, не заставляет изнурительно работать и не подвергает испытаниям. Именно поэтому жены в Англии - самые счастливые в мире". Но так ли были они счастливы? Известно, что финансами семьи управлял муж. У англичанки среднего класса не было даже карманных денег. Она воспринималась как подросток. Однажды благородный лорд Честерфилд, который был воплощением галантности, выдающимся государственным деятелем и джентльменом до мозга костей, писал своему шестнадцатилетнему сыну:

«Женщины - лишь большие дети. Они забавно болтают, иногда отличаются сообразительностью, но, что касается здравого смысла и основательного ума, я за всю свою жизнь не знал ни одной такой... Разумный мужчина ведет с ними легкие разговоры, играет с ними, подшучивает над ними и льстит им, как с веселым, развитым ребенком, но он никогда не спрашивает у них совета и не доверяет им в серьезных делах, хотя часто заставляет их думать, что делает и то, и другое».

Женщины не участвовали в парламентских выборах, в деятельности правительства. Процедура расторжения брака также предоставляла множество преимуществ мужчинам, в результате чего за 200 лет парламент удовлетворил иски только четырех англичанок, требовавших развода. Любопытно, что и королева Виктория, чье правление приходится на период с 1837 по 1901 годы, была убеждена, что место женщины дома, и противостояла идее наделения последних политическими правами. А вот еще один пример несправедливости по отношению к женщине в 19 века в Англии. Мужчины за измену никак не наказывались, но для женщин

предусматривались тяжелые последствия за любовную связь в браке, либо после распада семьи. Денежные выплаты тотчас же заканчивались при

малейшем подозрении в измене. Разведенная женщина приговаривалась к жизни в изоляции. Хуже того, она теряла своих детей, которых воспитывал отец, потому что они принадлежали ему так же, как и жена, во всяком случае, пока вырастут. Супруга не имела права видеться с собственным ребенком, даже если отец был признан виновной стороной на суде. Естественно, надо было пережить муки ада, чтобы решиться пойти на развод, но, как ни странно, все больше женщин предпринимали подобные шаги, что можно рассматривать как знак роста сознания собственных прав. [Уоллер,2003:45]

Несвобода, постоянное унижение со стороны мужчины, незаконное лишение родительских прав, жесткий рабочий график, несогласие с мнением женщины, запрет на право участия в выборах - вот причины, которые побудили женщину «восстать». Популярным в 19 веке, а позже в 20,становится понятие Феминизм (от лат. femina, «женщина»).

Феминизм (от лат. femina, «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775-1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744-1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776). Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) была одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (суфражизм от англ. suffrage, "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 она сформировала Организацию в защиту

общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union - WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой.

Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).Таким образом, мы можем сказать, что женщины играли все более заметную роль в британском обществе.

bogomolov_image wrote in November 18th, 2015

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

На первый взгляд, родина этого имиджа – Викторианская Англия, где собственно и возникло словосочетание «настоящая леди». Но это не совсем так. Ведь вплоть до конца XIX века слово «lady» еще не означало никакого конкретного визуального образа, а просто было синонимом аристократического британского происхождения.

Сделано в Америке

Лишь на закате Викторианской эпохи это слово приобретает новый смысл. Причем заслуга здесь принадлежит не консервативной Англии, а демократичной Америке, в которой, как известно, мало кто мог похвастаться дворянской родословной. Недостаток голубых кровей женщины из разбогатевших американских семейств компенсируют имиджем Lady , позаимствованным у Старого Света. Отныне под этим названием подразумевают уже не титул, а хорошее воспитание, сдержанный вкус и благородные манеры независимо от происхождения.

Был ли этот имидж модным? Скорее – обязательным. Ибо представлял собой наилучшее визуальное воплощение буржуазно-пуританской морали. Но авангардная мода первой половины XX века изо всех сил старалась свергнуть образ Леди с узурпированного им пьедестала. Салонно-кокаиновый декаданс 1910-х годов, джазовая раскрепощенность 20-х, голливудский гламур 30-х давали совершенно иные ориентиры для модных подражаний. Долгое время имидж Леди считался чем-то консервативным (если не старомодным), а во время Второй мировой войны – даже непатриотичным.

Ситуация меняется лишь в послевоенное время, а точнее – к концу 1950-х. Викторианские традиции опять диктуют нормы поведения. Растет благосостояние, а вместе с ним – стремление это благосостояние продемонстрировать. В Букингемском дворце воцаряется молодая королева Елизавета II. А в Париж из добровольной ссылки возвращается Шанель – и создает свой легендарный маленький костюм. И в этот момент имидж Леди становится массово модным.

Но лидером упомянутой моды была вовсе не Франция и даже не Англия, а, как обычно, Америка: именно здесь на рубеже 1950-х и 1960-х годов появляются самые культовые иконы образа Леди – Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди – и вызывают волну подражаний по всему миру. Даже образ английской королевы Елизаветы II, которая имела на имидж Lady «право по рождению», был визуально вторичным по сравнению с американскими прототипами.

Кстати, маленький костюм Шанель коммерчески модным делают тоже американцы (парижане его поначалу вообще не заметили). Если бы не американские заказы и инвестиции, Дом Chanel могло бы ожидать разорение. Благодаря Америке little suit by Chanel на долгие годы станет основной униформой для Ladies всех стран, национальностей и социальных кругов.

Приметы образа

Главные черты ассоциативного образа Леди – это аристократизм и рафинированная элегантность. В нем также присутствует праздность и даже шик, но непременно – чистый и сдержанный шик. В отличие от Светской Львицы имидж Леди не демонстрирует ни власти, ни надменной сексуальности. Вместо них – естественная женственность, отполированная благородством.

В ее внешнем облике в равной степени важны и изысканные манеры, и безупречный гардероб. Пожалуй, трудно найти другой имидж, в котором визуальные формы нарядов были бы установлены так же четко и конкретно, как в образе Леди. В ее костюмах и маленьких платьях – гармония лаконичных линий и деликатных оттенков: шампанского и лосося, ментола и карамели. А еще сочетание темно-синего и молочно-белого, столь любимое принцессой Грейс. В макияже – чистота и ухоженность без ярких сексуальных акцентов. И, конечно, аксессуары: перчатки, сумочка, шляпка, жемчуг.
Кстати, не случайно жемчуг становится своеобразным символом этого имиджа, что нельзя объяснить одной лишь коммерческой модой. Очевидно, его перламутровое сияние вызывает у нас ассоциации с благородством, шиком и чистотой, столь уместные в образе Lady .

Одним из самых совершенных воплощений этого имиджа, несомненно, была Жаклин Кеннеди в начале 1960-х. Секрет безупречности ее образа не только в хорошем гардеробе от Олега Кассини, Юбера Живанши и Коко Шанель. Жаклин обладала очень тонким чувством стиля, который повлиял и на вкусы ее современниц, и на творчество многих кутюрье. Пожалуй, она и сама могла бы стать великим стилистом, если бы вдруг однажды выбрала подобную карьеру, а не путь власти и денег. Кто знает, может именно этим нереализованным талантом объясняются баснословные траты Жаклин на одежду, которые приводили в ужас даже Аристотеля Онасиса.

Платья и манеры

Не меньшее влияние на моду оказывал (и продолжает оказывать по сей день) образ голливудской актрисы Одри Хепберн, названной журналом Vogue барометром моды 60-х. Впрочем, ее имидж – это результат творческого союза двух талантливых людей: самой Одри и ее стилиста Юбера Живанши. В течение целого десятилетия мисс Хепберн демонстрировала с экрана огромное количество маленьких платьев и костюмов, пальто и шляпок, созданных неистощимой фантазией Живанши. И толпы женщин по всему миру еще и еще раз шли на «Завтрак у Тиффани», «Шараду», «Как украсть миллион» не только ради занимательного сюжета, но и за новыми тенденциями моды.

Однако заслуга Одри в создании образа Lady не исчерпывалась демонстрацией элегантных нарядов. Она внесла в этот некогда чопорный и холодный имидж оттенок детского легкомыслия, дерзости и очаровательной угловатости. Она смахнула с образа Леди викторианский нафталин и сделала его по-настоящему современным. Между прочим, именно имидж «Audrey Look» – сочетание аристократической элегантности и хулиганских манер – впоследствии был позаимствован Джулией Робертс в фильме «Красотка» 1990-го года.

Но вернемся в 60-е. Популярность образа Леди в это время не знает границ. Его придерживаются не только представительницы высшего общества, но и домохозяйки, и учительницы. А большинство авиакомпаний даже делают его профессиональным имиджем своих стюардесс.

В Советском Союзе времен хрущевской оттепели образ Леди большого распространения не получил. Отчасти потому, что выглядел слишком уж буржуазно-капиталистическим, а в основном – из-за того, что компоненты его советским женщинам были малодоступны. Не только костюм в стиле Chanel и туфли-лодочки, но и манеры – их у портнихи не сошьешь. Впрочем, один яркий пример все же имеется – это имидж родившейся во Франции полячки Эдиты Пьехи, которая стала знаменитой звездой советской эстрады в начале 60-х. Ее хорошо сшитые костюмчики с рукавом «три четверти» от модельера Вячеслава Зайцева в сочетании с иностранным акцентом создали ей репутацию самой элегантной женщины СССР.

Господство имиджа Lady заканчивается в конце 60-х. Антибуржуазные настроения поколения хиппи свергают его с модного олимпа и превращают в символ консерватизма и реакционности. Конечно, этот образ полностью не исчезает (и, наверное, не исчезнет никогда). Но в 70-х годах его донашивают лишь дамы элегантного возраста и представительницы европейских королевских династий. Имидж Lady фактически становится одной из норм светского этикета, который, как известно, моде не подчиняется.

Lady D

Но зигзаги моды порой непредсказуемы. На рубеже 80-х и 90-х годов образ Леди торжественно возвращается, а заслуга в этом принадлежит принцессе Диане.

Конечно, нет ничего удивительного в том, что молодая принцесса Уэльская облачилась в имидж Lady : она лишь последовала требованиям протокола подобно многим другим представительницам британских аристократических семейств. Но только ей удалось сделать этот консервативный образ вновь актуальным. Это стало возможным благодаря нескольким причинам.

Во-первых – фантастическая популярность личности самой Дианы, соперничающая с популярностью кинозвезд и топ-моделей. Во-вторых, в 80-90-е в моду вновь возвращаются тенденции буржуазного шика. Но в имидже Дианы эти коммерческие мотивы соединились с оттенками ретро 60-х (костюмы а-ля Chanel, перчатки, шляпки, жемчуг), придав ее образу одновременно актуальность и ностальгическое очарование. А в-третьих, на Диане имидж Леди смотрелся по-настоящему стильно и индивидуально – с легкой угловатостью манер, детской робостью взгляда и прелестными ошибками в протоколе.

В то время не редко можно было услышать мнение, что имидж Lady D – это искусственный результат работы стилистов и имиджмейкеров, а сама принцесса не обладала, мол, хорошим вкусом. Что ж, пожалуй, в сравнении с Жаклин Кеннеди, Диана не могла похвастаться тонким чувством стиля. Но у нее был другой, не менее ценный дар – она была очень талантливой клиенткой имидж-дизайнеров. Это значит, она умела правильно выбрать стилиста, а главное – в точности следовать его рекомендациям, что и позволило ей завоевать титул одной из самых стильных женщин XX века.

Ladylike fashion

Возможно, именно благодаря Диане и в XXI веке имидж Lady все еще не забыт. Конечно, его уже не встретишь на каждом шагу. Словосочетания «настоящая Леди», «хорошо сшитый костюм» и «безупречные манеры» перешли в категорию ретро. Праздность и аристократизм уступили место деловитости и независимости современных Business Ladies . И все же образ Леди жив – на элегантных светских приемах и на страницах глянцевых журналов, посвященных рекламе товаров класса «люкс».

А в начале 2010-х годов этот традиционный имидж вдруг приобрел статус остро модной тенденции, получившей название «ladylike» («подобно леди», «как леди»). Одним из катализаторов для популярности этого тренда послужил образ английской девушки Кэтрин Миддлтон, которая в 2011 году превратилась в Гецогиню Кембриджскую, облачилась в ретро костюмчики и вычурные шляпки и получила от прессы устойчивое имя «Принцесса Кейт». Впрочем, до титула иконы стиля новой принцессе еще далековато – слишком уж по-ученически старательными выглядят пока ее попытки играть образ High Society Lady , за которыми все еще проглядывает простоватая смешливая «девчонка из соседнего двора».

Еще большее влияние на модную тенденцию ladylike оказал имидж актрисы Дженьюари Джонс, сыгравшей роль Бетти Дрейпер в знаменитом американском телесериале «Mad Men» («Безумцы») 2007-2015 годов. Великолепная работа стилистов и костюмеров сериала в сочетании с очень убедительным ролевым воплощением актрисы сделала этот образ модным эталоном и источником вдохновения для многих современных модельеров.

Элементы визуального образа

Прическа
Компактный объем, лаконичные формы, элегантные стрижки или собранные волосы. В укладках строгие линии сочетаются с мягкими текстурами. Цвет волос преимущественно светлый, натуральный.

Макияж
Деликатная фарфоровая гамма с розоватым подтоном, ощущение ухоженности и чистоты без броских акцентов. Изысканное моделирование глаз натуральными тенями, возможна тонкая подводка ресничной линии. Губы естественного контура, выразительный, но сдержанный цвет помады.

Гардероб
Мотивы 50-60-х годов, элегантная классика без чрезмерного консерватизма, лаконичные силуэтные линии и длина юбки, «играющая» с коленом. Утонченная пастельная гамма (карамель, ментол, крем, лосось, слоновая кость) может сочетаться с глубокими благородными тонами (шоколад, терракота, ночной синий). Традиционные аристократичные ткани (шерстяной креп, букле, джерси), строгость твида, смягченная сочетанием с шелком. Сдержанная роскошь украшений, маленькие сумочки, перчатки.

Каждая модница хочет выглядеть стильно и привлекательно. Для этого необходимо лишь обратиться к модным стилям в одежде. Сегодня речь пойдет об очень популярном и известном английском стиле.

Немного истории

Модные тенденции далекого XIX века до сих пор актуальны в Англии. Стиль далекого прошлого является настоящим воплощением добрых традиций, которым стараются следовать современные модники и модницы.

Изначально английская мода развивалась не без участия французской. Именно Франция диктовала свои правила стиля, и это продолжалось вплоть до модной революции. После этого английские веяния моды обрели самостоятельность и перестали зависеть от французских.

Вскоре после этих событий мода в Англии стала стремительно развиваться и меняться. В первой половине XIX века были выделены основные черты стиля, которые мы можем наблюдать и в настоящее время.

В то время дамы, которые хотели выглядеть безупречно, должны были поработать не только над своим гардеробом, но и манерами.

В далеком прошлом и сегодня английский стиль отличается своими основными характеристиками: он очень простой, элегантный, удобный и строгий. Все вещи из этого направления изготавливаются из добротных материалов и идеально сидят на фигуре.

Хотя историки и специалисты говорят о переломном моменте XIX века, на самом деле стиль стал зарождаться намного раньше. Его зачатки появились еще в XV-XVI веках. Это было время английской аристократии, которая оказала значительное влияние на моду того периода.

У аристократов были свои жизненные особенности и моральные устои. В те времена мужчины и женщины тратили огромное количество времени на подбор туалетов. Люди старались выглядеть максимально элегантно и модно.

Пышные и пестрые вещи откладывались в самый дальний уголок. Внешний вид модниц и модников всегда получался строгим, лаконичным и сдержанным.

Основные черты английского стиля дошли и до наших дней, но само модное направление не перестает развиваться с течением времени. Этот факт вполне позволяет назвать такое направление бессменной классикой.

Особенности

Главной особенностью этого строгого стиля можно назвать его ориентированность на дам всех возрастов. Каждая модница сможет подобрать изысканный лук, который будет смотреться стильно и гармонично.

Элегантные наряды можно подобрать как для повседневных выходов, так и для походов на работу или торжественных мероприятий.

Нельзя не отметить и несравненный комфорт одежды. Английский стиль отличается своим удобством, так как вещи изготавливаются из высококачественных материалов с учетом всех особенностей женской фигуры.

Английский стиль приветствует минимализм и сдержанность во всем. Это касается не только одежды, но и обуви, аксессуаров, прически и макияжа. Всего должно быть в меру.

Подвиды и направления

Английский стиль богат на различные модные направления. Молодая девушка или женщина постарше сможет подобрать для себя идеальный комплект в любом исполнении. Образ получится очень элегантным, если грамотно подобрать все его составляющие части. Познакомимся поближе с модными направлениями английского стиля.

Современный стиль

Неповторимый английский стиль сохраняет свои модные тенденции, которые складывались годами. Но в далеком XIX веке он все же приобрел некоторые особенные черты.

Он является бессменной основой, когда зарождается новое модное направление, которое всегда демонстрирует авторитет и широкие возможности туманной Англии.

Хипстерский

В сороковые годы в США появилась молодежная субкультура, к которой относились хипстеры. Сначала так называли поклонников джазовой музыки и тех людей, которые являлись ценителями искусства.

Сегодня к хипстерам относятся молодые люди (15-30 лет), которые постоянно ищут что-то новое в музыке и киноиндустрии и не представляют жизнь без современной культуры и искусства. Такие модники и модницы предпочитают следовать особому стилю в одежде.

Фундаментом этого модного направления является бессменный винтаж, переплетающийся с современностью. В гардеробе хипстеров всегда есть зауженные джинсы и яркие кеды. Не обходятся их молодежные образы и без обуви на платформе, разнообразных шарфиков, очков в крупной оправе, различных головных уборов, клетчатых рубашек, шорт и маек.

Зачастую за этими экстравагантными облачениями скрываются тонкие и очень ранимые личности, которые все пропускают через себя. К таким ярким образам они обращаются для того, чтобы выделиться из серости толпы.

Деревенский

Деревенский стиль еще называют кантри. Он является максимально удобным и практичным.

К этому модному направлению изначально обращались девушки, живущие в сельской местности. Затем интересные модные решения пришлись по вкусу и городским модницам.

Создать непринужденный деревенский образ можно с помощью брюк-галифе с подтяжками, свободной блузки и удобной обуви без дополнительных ремешков. В подобном ансамбле очень гармонично будет смотреться обычная соломенная шляпа.

Ретро

Современные модницы знают, что это модное направление опирается на стильные образы сороковых годов XX века. Это было тяжелое для всех стран время. Тогда модницы наряжались в милые платьица в маленький цветок и юбки-тюльпаны. Подобные вещи и сегодня не потеряли своей актуальности, но претерпели некоторые изменения.

Сегодня к костюмам модницы могут добавить элегантные смокинги или удлиненные пиджаки. Брюки надеваются лишь для того, чтобы подчеркнуть стройные и длинные ножки. Платье для вечернего выхода можно подобрать с сексапильной открытой спиной и длинным шлейфом.

Следует помнить, что все остальные элементы лука (макияж, прическа) не должны быть пестрыми и яркими. Например, роскошное вечернее платье можно дополнить дамской шляпкой и небольшим клатчем.

Авангард

В английскую классику внесла авангард знаменитая Вивьен Вествуд. Она хотела отодвинуть скучную серость на второй план, добавив в стильные образы яркие краски и оригинальные аксессуары.

Сегодня авангард является настоящим воплощением бунтарского духа. Это модное направление не знает рамок и границ. Вивьен добавила в уже сложившийся стиль нетривиальные декоративные элементы: булавки, клепки и вышивки.

Текстиль на ее одежде дополняют абстрактные принты с разнообразными рисунками. Интересные вещи шьют из материалов разных расцветок, которые могут объединяться друг с другом в одном наряде.

Одежда

Стиль английской королевы является настоящим эталоном этого модного направления. Дамы со всего света считают, что сходство с королевской особой делает их совершенными. Но перевоплотиться в истинную леди не так-то просто.

Для этого необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Рекомендуется наряжаться в вещи, обладающие приталенным или облегающим кроем. Это касается пиджаков, облегающих женское тело, юбок до колена и лаконичных платьев с минимальным количеством декоративных деталей.
  2. В гардеробе обязательно должен быть костюм классического кроя. Подобный наряд был разработан знаменитой Коко Шанель около ста лет назад. В то время на подиуме дамы демонстрировали зауженные брючки, облегающие юбки и солидные жакеты. Строгие костюмы были позаимствованы из мужского гардероба и прекрасно вписались в элегантные женские образы.
  3. Будьте осторожнее с аксессуарами. У каждой английской леди в модном арсенале имеются кожаные перчатки и очаровательные шарфики.

Английские академические традиции в самом стандартном представлении - это закрытые школы и известные университеты, шарфы и галстуки колледжей, студенческие правила и ритуалы... И ни одной женщины. Британский академический мир долго оставался сугубо мужским пространством, и женщинам пришлось приложить немало усилий, чтобы оказаться там наравне с мужчинами.

Английскую женщину XIX века легко представить в экипаже, откуда она заглядывается на освещённые газовыми лампами витрины магазинов, либо же, напротив, за работой - когда она, не щадя рук, натирает крыльцо мелом.

Однако викторианские женщины не только блистали в свете или занимались тяжёлым трудом. Мы расскажем о том, как они учились и учили. Наш рассказ основан на информации из книг Екатерины Коути «Женщины викторианской Англии» и «Недобрая старая Англия», книги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», а также на примерах из классических романов эпохи.

Где учились бедные

Качество образования, которое могла получить девочка, очень зависело от социального класса, к которому принадлежала её семья.

Дети из бедных семей имели возможность посещать благотворительные школы. Такие заведения содержали дамы-благотворительницы и попечители-промышленники, которые были живо заинтересованы в притоке новых рабочих рук на свои фабрики. Неудивительно, что девочек много обучали рукоделию, шитью и кулинарии, не особенно углубляясь в науки.

Образование получали в пансионах, которые могли различаться по статусу, однако даже в заведениях для богатых царили спартанские порядки. Не говоря уже о тех заведениях, куда отсылали девочек из простых семей и сирот. Правила были строгие, и за провинности девочек подвергали наказаниям, в том числе телесным. Популярнее всего были удары линейкой по рукам.

Одно из самых ярких описаний подобного места можно найти на страницах романа «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Джейн, девочка с живым воображением, которая много читала дома, в приюте впервые сталкивается с необходимостью зубрить, а также много заниматься рукоделием.

«Так как я не привыкла учить наизусть, то сначала уроки казались мне бесконечно длинными и трудными; частая смена предметов также сбивала меня с толку, и я была рада, когда наконец, около трех часов, мисс Смит дала мне полоску кисеи в два ряда длиной, иголку, наперсток и сказала, чтобы я села в уголке классной комнаты и подрубила кисею. В этот час большинство девочек занималось рукоделием, лишь один класс стоял вокруг мисс Скетчерд; девочки читали, в комнате царила тишина. Я с интересом прислушивалась к чтению, замечая про себя, как отвечает та или другая девочка и что говорит ей мисс Скетчерд - бранит или хвалит её».

Кстати, сама писательница, как и её старшие сёстры, училась в Кован-Бриджской школе для дочерей духовенства. Считается, что это заведение с его холодом и плохими условиями послужило прототипом приюта Ловуд из «Джейн Эйр». Сёстры Шарлотты заболели в пансионе чахоткой и умерли, как и любимая подруга Джейн. Позже Шарлотта Бронте училась в Роу-Хэдской школе, и там же осталась в качестве преподавательницы.

Другая английская романистка, Джейн Остен, поучившись у родственницы, заболела тифом. В очередной раз забрав её из пансиона, её родители предпочли дать дочери семейное образование - учителями Джейн стали отец, братья и обширная домашняя библиотека.

Также основы образования девочки могли получить в работных домах - при условии, что их родители трудятся там же. Работный дом, где приходилось трудиться много часов подряд, был одним из главных кошмаров бедных англичан. Обычно там оказывались, когда все остальные возможности прокормить семью были исчерпаны. Нельзя сказать, что качество образования, которое дети могли получить в работных домах, было высоким.

Существовали ещё сельские школы, которые обычно не делали различия между девочками разных возрастов - и старшие, и маленькие могли сидеть вместе, получая немного разные задания. Была распространена практика, при которой старшие учили младших или менее подготовленных, почти избавляя от этой необходимости учительниц.

Согласно опросу 1841 года, 67 % мужчин и 51 % женщин называли себя грамотными (по крайней мере, могли написать своё имя). С 1880 года в Англии начальное образование стало обязательным и для мальчиков, и для девочек.

Как учились богатые

Пока условной Джейн Эйр требовалось учить языки, историю и арифметику, чтобы потом претендовать на рекомендательное письмо и место классной дамы или гувернантки, девушки из знатных и богатых семей готовились найти себе хорошую партию после окончания учёбы. Поэтому небогатые девочки иногда получали более глубокое образование, чем их более обеспеченные ровесницы, которых ждали брак с достойным джентльменом и наследство.

Само собой, в юных викторианках стремились воспитать качества, необходимые хорошей жене. А значит, обучение было направлено в первую очередь на то, чтобы привить им главные женские добродетели того времени - скромность, кротость, готовность помогать больным и обездоленным, и в то же время изысканность, утонченность вкуса. Девушек обучали живописи, музицированию, танцам, французскому языку.

Чтобы воспитать юную леди, девочку могли отдать в частную школу либо пригласить гувернантку для домашнего обучения. Иностранным языкам девочек часто обучали француженки и немки. Для домашних занятий отводили специальную комнату, в которой были парта, грифельная доска, книги и наглядные пособия.

Гувернантками становились образованные, но бедные девушки - по большей части от нужды, из необходимости помогать семье или накопить на приданое. Из-за этого образ гувернантки выпадал из привычной системы традиционных социальных ролей - незамужняя женщина, которая не является ни леди, ни прислугой, как с ней вообще себя держать?

«Прислуга считала, что если женщина вынуждена работать, то она приравнена в своем положении к ним, и не желала ухаживать за ней, старательно демонстрируя свое пренебрежение. Если же бедняжка устраивалась в семью, в которой не было аристократических корней, то хозяева, подозревая, что она смотрит на них свысока и презирает за отсутствие надлежащих манер, недолюбливали её и терпели только для того, чтобы их дочери научились держать себя в обществе» , пишет Татьяна Диттрич.

Неудивительно, что девочки, к которым была приставлена гувернантка, тоже часто не слишком жаловали её и редко относились с уважением:

- Не напоминайте мне, дорогая, о гувернантках, у меня от одного этого слова нервы не выдерживают. Я пережила такие мучения от их неумелости и взбалмошности. Слава Богу, теперь я отделалась от этого!

Мистер Дент склонился к пылающей благородным возмущением даме и что-то прошептал ей на ухо - по её реакции я поняла: он напомнил ей, что одна из представительниц этого проклятого племени находится среди них.

(Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр»)

Впрочем, иногда гувернантки, ощущая двойственность своего положения и стресс от необходимости соблюдать достоинство, не отставали, терроризируя своих учениц:

«В классной комнате была кладовка, где хранились книги для занятий. Мисс Блэкберн клала туда же на тарелке кусок хлеба для своего ланча. Каждый раз, когда я что-то никак не могла запомнить, или не слушалась, или возражала чему-нибудь, она запирала меня в этой кладовке, где я сидела в темноте и дрожала от страха. Особенно я боялась, что туда прибежит мышка есть хлеб мисс Блэкберн. В своем заточении я оставалась до тех пор, пока, подавив рыдания, могла произнести спокойно, что теперь я хорошая. Мисс Блэкберн заставляла меня заучивать наизусть страницы истории или длинные поэмы, и если я ошибалась хоть на слово, она заставляла учить меня в два раза больше!»

(Свидетельство, приведённое в книге «Повседневная жизнь викторианской Англии»)

Чему и как учили

Школы имели стандартизированную программу обучения, а вот содержание учебной программы, которую предлагала гувернантка, сильно зависело от конкретной учительницы.

Екатерина Коути приводит такой план урока из пособия для учительниц, написанного некоей мисс Джонсон в 1867 году:

1. Назови основные исторические достопримечательности Англии.

2. Какая из планет ближе всего к Солнцу, а какая дальше всего? Назови их диаметры и период обращения вокруг Солнца.

3. Назови главные исторические лица в период правления Октавиана Августа.

4. Расскажи о преимуществах и недостатках обучения в Спарте.

5. Назови генералов Наполеона Бонапарта.

6. Сколько существует типов архитектуры?

Тема для сочинения: гордыня.

Викторианские экзаменационные вопросы впечатляют широтой охватываемых тем, но не подразумевают глубокого погружения предмет. Девушкам прививали скорее общую эрудицию, чем серьёзные предметные знания и методологию той или иной науки.

На «частую смену предметов» жаловалась и Джейн Эйр. Для образования тех времён был характерен не междисциплинарный, а «прыгающий» подход, при котором от Гая Юлия Цезаря учительница могла вдруг перейти к астрономии. Считалось, что это развивает широту знаний (правда, в ущерб системности). Некоторые учительницы ликовали, когда таким образом им удавалось застать врасплох и «срезать» какую-нибудь дерзкую ученицу.

Главным же методом обучения была зубрёжка, которая предполагала, что девочки должны запоминать большие фрагменты текстов. Нетрудно догадаться, что лучшие оценки получали обладательницы хорошей памяти.

Женщины в университетах

Викторианский подход предполагал, что всё мужское является нормой, тогда как женское - отклонением. Женщина, по мнению людей того времени, включая именитых учёных, обладает менее развитым мозгом, чем мужчина. Кроме того, отвлекаясь на образование, женщина поступает эгоистично, отлынивая от своих непосредственных обязанностей. Неудивительно, что при таком подходе женский ум воспринимался как своего рода изъян, болезнь, которую можно исправить супружеством.

Тем не менее, в английском образовании были свои . Благодаря им женское образование реформировалось. Так появились Челтенхэмский женский колледж и Университетская школа Северного Лондона, основанная Мэри Басс, где девушек готовили к поступлению в университет. Однако, как указывают источники, кройке и шитью там тоже уделялось много времени. Например, одна из учениц рассказывала в своих мемуарах, что на экзамене её попросили обметать петлю для пуговицы (девушка получила хорошее домашнее образование, однако шитьё ей не давалось).

В 1840-х годах открылись два женских колледжа: Королевский колледж и Женский колледж, в котором обучалась искусству одна из дочерей Чарльза Диккенса. В 70-х годах девушки уже посещали занятия в колледжах Ньюнхэм и Гиртон в окрестностях Кембриджа, а также в двух колледжах Оксфорда (впрочем, викторианцы и тут блюли приличия - во время общих с молодыми людьми занятий с девушками должна была быть компаньонка). В эту же пору открылась Академия изящных искусств Слейда с совместным обучением и появилась Лондонская медицинская школа для женщин.

Первым высшим учебным заведением Англии, где могли учиться в том числе и женщины, стал Лондонский университет. В Оксфорде и Кембридже женщины учатся с 1884 и 1881 годов.

Английские женщины-учёные XIX века

Несмотря на то, что женских имён в истории науки викторианской эпохи намного меньше, чем мужских, некоторым исследовательницам и изобретательницам удалось войти в историю, а также изменить облик науки своего времени.

Каролина Гершель, которая приехала в Англию из Гановера, еще в конце XVIII века открыла три новых туманности и комету, а в 1835 году официально стала членом Королевского астрономического общества.

Традиционно женскими увлечениями в те времена считались энтомология и ботаника. Несмотря на то, что коллекционирование засушенных насекомых и цветов проходило про части хобби, а гербарии рассматривались в первую очередь как предмет эстетической ценности, изучение женщинами природы способствовало развитию зоологии и ботаники, а также естественнонаучной иллюстрации. Тут можно упомянуть имена Сары Боудич Ли и Оливии Тонг, которые создавали удивительные по красоте и натуралистически точные изображения растений и животных.


Top