Кто вдохновил поэта на написание мадонна. «Мадонна» А

Поводом к написанию стихотворения «Мадонна» стала помолвка поэта с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. В нём выражается восторг и благодарность Творцу за то, что он послал ему возлюбленную и счастье:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал...

Стихотворение написано в форме итальянского сонета, в котором сначала создаются два четверостишия (катрена), а за ними, замыкая сонет, следуют два трёхстишия (терцета). Избрав строгую форму сонета — стихотворения чёткой структуры и определённого порядка следования рифм, — Пушкин стремится к точному изложению своих поэтических идей.

В стихотворении «Мадонна» присутствуют два плана: земной и божественный. В нём говорится о желании не украсить свою земную обитель «множеством картин старинных мастеров», как это делалось во многих богатых домах, а в «простом углу моём» вечно созерцать лишь одну картину — изображение Мадонны с младенцем, освящающее его «медленные труды» и счастье:

...чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах...

Так вводится в стихотворение божественная тема и образы. Свою любимую и жену лирический герой называет «моя Мадонна», указывая тем самым на возвышенный характер истинной любви. В стихотворении также описан идеал семьи для лирического героя — Святое Семейство.

Стихотворение «Мадонна» Пушкина объединяет в себе все предшествующие мотивы любовной лирики поэта. В нём воплощаются и «чудное мгновенье» зарождения любви, и различные проявления этого чувства, и его божественная сущность.

Это божественное стихотворение А.С. Пушкин написал в преддверии своего бракосочетания. Он писал своей ненаглядной Наталье Гончаровой о том, что перед ним находится картина с изображением прекрасной женщины. Эта дама была очень похожа на Гончарову, и поэт говорил о том, что мог часами смотреть на эту картину. Он любовался красотой изображенной женщины и считал, что именно такой должна быть идеальная женщина. Пушкин использовал даже такое слово как «пречистая». Вот такой должна быть женщина и такой была Наталья Гончарова.

С первых же строк ощущается религиозная атмосфера. Поэт использовал слова, характерные для церкви. Получается, что он, таким образом, хотел показать, как он относится к своей возлюбленной, которую он считал идеалом. Он радовался и был благодарен Богу за то, что тот ниспослал ему такое счастье в лице любимой женщины. Для Пушкина смотреть на возлюбленную воспринималось как настоящее благо, высшая ценность. Мне кажется, что всем женщинам хотелось бы к себе такого отношения, чтобы их принимали, чуть ли ни за святыню.

Произведение написано в форме сонета. Оно состоит из четырех строф, двух четверостиший и трехстиший. Пушкин с помощью сонета выразил свое искреннее чувство, испытываемое по отношению к Наталье Гончаровой. Здесь мало эпитетов и метафор, но это ничуть не портит общую картину. Размер творения - шестистопный ямб. На мой взгляд «Мадонна» - это самое яркое произведение из любовной лирики Александра Сергеевича.

Все свои любовные переживания, провалы и успехи выкладывал на бумагу Пушкин. «Мадонна» относится к любовной лирике поэта, это одно из стихотворений, посвященных Наталье Гончаровой, жене Александра Сергеевича. Написано оно было всего за полгода до свадьбы, в 1830 году. Пушкин повторно просит свою избранницу стать его женой и в этот раз получает согласие. Поэт пребывает в состоянии эйфории, готовится к свадьбе и предвкушает счастливую и благополучную

Наталья Гончарова вместе с родителями ненадолго уезжает из Москвы, Александр Сергеевич пишет ей письма, сообщая, что повесил в доме портрет «белокурой Мадонны», напоминающей ему о невесте. Девушка отвечает, что вскоре он будет любоваться женой, а не картиной. Эти строчки из письма так вдохновили мужчину, что он написал свою знаменитую работу «Мадонна». Пушкин, стих которого излучает атмосферу гармонии, умиротворения и счастья, всегда мечтал об удачном браке, построенном на любви и взаимном уважении.

В своем стихотворении Александр Сергеевич утверждает, что ему не нужны старинные картины именитых художников. Он мечтает лишь об одной, на которой была бы изображена идеальная супружеская пара - «он с разумом в очах, а она с величием». Прожить со своей избранницей в мире и согласии долгую жизнь - это все, о чем мечтал Пушкин. «Мадонна» - это картина его будущей жизни, которую поэт видит как бы со стороны.

Казалось бы, мужчине и правда повезло, ведь Наталья молода, достаточно образована, умна и красива. Александр Сергеевич благодарит Бога за то, что послал ему такое счастье, при этом не подозревая, что пройдет совсем немного времени, и он готов будет расторгнуть помолвку. Стихотворение «Мадонна» Пушкин написал в ожидании чуда, он надеялся, что его жизнь с появлением семьи кардинально изменится в лучшую сторону. Гончарова была из знатного рода, но обедневшего, поэтому для поэта был неприятной неожиданностью тот факт, что вместе с невестой на него повесят кучу семейных долгов.

Между молодыми произошел крупный скандал, Александр Сергеевич даже написал в письме, что невеста св

ободна от обязательств перед ним. Несмотря на некоторые разногласия, свадьба все же состоялась. Известно, что после бракосочетания ни одно свое стихотворение не посвятил «Мадонна» предстала перед ним уже не такой святой и непорочной, поэтому ее образ существенно померк. Поэт был очень суеверным человеком, и для него стало настоящим ударом то, что во время венчания у него в руках погасла свеча, а невеста уронила его обручальное кольцо. Эти события счел дурным предзнаменованием Пушкин. «Мадонна» так и осталась лишь картинкой счастливой семейной жизни. Поэт любил свою жену, и она до последнего оставалась для него самой желанной женщиной на земле. Но все же Александр Сергеевич относился к браку как к неизбежной каре, а не дару небес, и он не ошибся в своих дурных предчувствиях. Именно из-за Натальи Гончаровой он пошел на дуэль с Дантесом, чтобы отстоять право обладания своей женой. Возможно, если бы не брак, то Пушкин прожил бы более долгую жизнь...

«Мадонна» Александр Пушкин

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу . Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета . В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии . Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк . Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

МАДОННА

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

СОНЕТ

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

1830

Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу . Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета . В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии . Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк . Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

Примечания

    См. письмо Н. Гончаровой от 30 июля 1830 г. В стихотворении и в письме говорится об одной и той же картине .

Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина (2)


Любовная лирика А. С. Пушкина открывает перед читателем те грани поэта, которые незаметны в пресных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изучаемое в 9 классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мадонна» по плану.

Краткий анализ


История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.

Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Форма произведения – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА, перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».

Эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть».

Сравнения – «с холста, как с облаков».

История создания


Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.

До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема


В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «"знатоков"». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «"она с величием, он с разумом в очах»". Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «"чистейшей прелести, чистейший образец"». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры – "«одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», "эпитеты – "«старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть»" сравнение – "«с холста, как с облаков»."


Top