Об обеспечении компютерной техникой детей инвалидов. Порядок передачи оборудования детям Порядок передачи оборудования детям инвалидам

Информация о том, что компьютеры для детей-инвалидов , выданные им для обучения в школе, будут оставаться у них и далее , поступает из различных российских регионов, мы сегодня расскажем о некоторых из них.
Дети-инвалиды, которые не могут ходить в школу, в обычную или специализированную, занимаются дома. Еще в 2008 году президент России Владимир Путин призвал все органы местного самоуправления провести работу по организации доступности образования детей-инвалидов через систему Интернет. Для этого необходимо было создать центры, откуда учителя посредством интернет-конференций могли обучать не одного, а сразу несколько учеников одновременно. Но наличие учителей еще не решало проблему. Надо было добиться. Чтобы у каждого ребенка-инвалида появился компьютер с выходом в интернет.

В результате родилась программа «Дистанционное обучение детей-инвалидов ». Она работает, например, в Вологодской области . В ней участвуют 170 детей. Для каждого из них был куплен компьютер и подключен интернет. Эти технические средства ребятам выдаются бесплатно на все время обучения. Но, по его окончанию компьютеры должны перейти к новым ученикам.

С одной стороны – все верно, ведь компьютеры приобретались за счет федерального бюджета. А с другой стороны, как оказалось, многие дети хотят продолжить обучение. И теперь законодательное собрание Вологодской области приняло постановление, по которому компьютеры останутся у тех детей, которые решили получать дистанционно и среднее специальное обучение. Так что теперь федеральные субвенции пойдут на покупку новых компьютеров для других детей и на поддержание работоспособности старых.

В Орловской области действует такая же программа с 2009 года, она предполагает так же совершенно бесплатное вручение компьютеров, подключенных к Интернету, детям-инвалидам для овладения базой знаний по программе среднего образования. Программа называется так же: «Дистанционное образование детей-инвалидов на дому». Покупаются компьютеры здесь на средства федерального бюджета, а интернет подключен за счет областного бюджета. Компьютеры остаются в собственности государства. Все дети, получившие возможность пользоваться компьютерами, общаются с учителями, психологами и консультантами Центра психолого-медико-социального сопровождения.

В Орловской области педагоги и специалисты центра вышли с инициативой к областному правительству, смысл которой заключается в том, чтобы по окончанию обучения компьютеры оставались у детей для получения дальнейшего специального или высшего образования . Аргументов в пользу такого решения масса. Срок моральной годности компьютера максимум пять лет, далее он просто устаревает технологически. Поэтому вручать старую модель новому ученику не совсем этично. А прежний ученик свой компьютер хорошо знает и любит, поэтому совершенно логично продолжать образование на нем.
С 2013 года в Орловской области ученикам будут оставлены все компьютеры, а новым ученикам они будут покупаться из областного бюджета. Для этого уже приняты все документы, определен порядок оформления компьютеров, все это опубликовано на сайте правительства Орловской области. Единственное условие при его получении, это врачебное заключение о том, что ребенок по состоянию здоровья может учиться более 3 лет.

Точно такое же решение было принято совсем недавно и в Тульской области . Поводом для него послужило письмо девочки-инвалида к губернатору Тульской области. Она просила в письме после окончания ею 11 класса оставить ей компьютер, принадлежащий государству, так как она решила продолжить обучение и поступить в институт. Законодательная база на тот момент не разрешала этого сделать, но теперь все нормативные документы приняты. Новые компьютеры будут покупаться из областной казны, а старые будут оставляться у детей-инвалидов. Теперь в Тульской области инвалиды и их законные представители могут получать в собственность любое государственное имущество.

Подобные программы, возможно, действуют и в вашей области.
Об этом нужно узнать в службе социальной защиты населения или, направив письмо-запрос губернатору вашей области.

Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. Однако в каждой школе существует специфическая группа учащихся: дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний, наконец, дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети требуют индивидуального подхода, определенной специфики при обучении.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. Помимо этого, дистанционное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Одним из ключевых направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение – это новая, специфическая форма обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, а также иную форму взаимодействия учителя и учащихся.

Дистанционное обучение – это обучение, при котором целенаправленно осуществляется взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных технологий. Кроме того, в современных условиях введения образовательного стандарта нового поколения, дистанционное обучение как никогда способствует переносу акцента на самообразование учащихся и актуализацию их личностного потенциала в учебной деятельности.

В 2009 учебном году дети с ОВЗ, дети – инвалиды и педагоги стали участниками Приоритетного национального проекта «Образование» по дистанционному обучению детей – инвалидов. Ведущая роль в организации обучения детей с ОВЗ с использованием Интернет - технологий в данном проекте отведена педагогам – тьюторам, одним из которых являюсь я, учитель физики.

Перед тьюторами поставлена цель – помочь детям, которые не могут по состоянию здоровья получить полноценное образование на базе школы, максимально компенсировать недостающие часы обучения и способствовать социализации с помощью дистанционных образовательных технологий .

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

формирование положительной мотивации к обучению;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников по предметам школьного цикла с помощью ИКТ;

углубление интереса к предмету;

развитие творческого потенциала личности;

социализация ребёнка.

Подготовительный этап включает в себя с бор информации о детях, для которых я должна была стать тьютором дистанционного обучения, собеседником и другом. Три замечательные ученицы и их родители стали моими партнерами по дистанционному обучению. Состоялось виртуальное знакомство с детьми, родителями. Было важно узнать, готов ли ребёнок психологически к новым условиям обучения, не с глазу на глаз, как в очных формах общения, а на расстоянии, т.е. виртуально; насколько хорошо он и его родители владеют навыками работы на компьютере. Был установлен контакт с учащимися с целью определения исходного уровня знаний, умений и навыков по изучаемому предмету. После первых занятий можно было сделать вывод о психологической готовности учащихся обучаться в дистанционной форме, обнаружилось желание учиться, дружить и общаться, что стало необходимым условием дальнейшей успешной работы в качестве тьютора дистанционного обучения.

Следующим шагом стал выбор соответствующего курса по физике, предлагаемых нам на платформах дистанционного обучения I – ШКОЛА. Проанализировав ресурсы, я отметила что, курсы на I – ШКОЛА более адаптированы для обучения детей с ОВЗ. Учащимся предоставляется возможность осваивать учебные курсы в спроектированном ими темпе и ритме, а индивидуализация учебных действий контроля и оценки для детей с различными формами нарушения здоровья позволяет добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Одним из важных шагов стала разработка образовательной программы индивидуального маршрута на каждого ученика. Эта программа включает в себя часы дистанционного обучения в соответствии с возможностями ребёнка и имеющимся учебным материалом, включая дистанционные курсы. В рамках проекта каждому ребёнку, тьютору был выдан комплект компьютерной техники, подключён Интернет.

Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, в дистанционной оболочке i- класса, а именно в классе, по материалам которого планировался урок. Ребята также самостоятельно с компьютера, подключённого к Интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных курсов. Виртуальному педагогу – тьютору предоставлялась возможность использовать различные средства телекоммуникаций (чат, скайп, обмен файловыми документами, телефон). Тьютору отводится особая «роль» - руководить занятиями, консультировать детей и родителей, отвечать на вопросы и разъяснять трудные моменты. Хочется отметить, что моим ученикам такая форма общения пришлась по душе.

Участниками занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому материал курса физики разбит именно на уроки. Каждый урок рассчитан в среднем на 45 мин и включает:

лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);

тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);

несколько вариантов заданий по уроку;

вопросы рефлексии (Что получилось? Что не получилось? Что вызвало затруднение?)

формы оценки заданий

в конце урока предлагалось выполнить задание «файловый документ» и отправить тьютору для проверки.

Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетентности учащихся, формирование новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие у детей страха перед предметом или учителем, создание ситуации «успешного ученика», полное отсутствие неуспевающих. Ребята и их родители отлично приняли данную форму обучения.

Для учебного предмета «Физика» средством, служащим основой обобщения теоретических знаний, является учебный эксперимент. Занятия проводятся с использованием компакт-диска «Лабораторные работы по физике-7–11». Использовать виртуальные лабораторные работы можно как демонстрационные перед реальной лабораторной работой, как обобщающие после натуральной работы при анализе графиков, числовых значений, а также вместо натуральной работы при отсутствии необходимого оборудования.

Экспериментальные задачи помогут не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике. Работая с диском, ребенок убедится в том, что исследовательская и творческая деятельность - это действительно интересно! Кроме того, программа будет полезна при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажется незаменимой при его отсутствии.

Работа с виртуальной лабораторией по физике целесообразна:

на учебных занятиях при формировании и закреплении практических умений

на занятиях по организации исследовательской работы

для контроля умения измерять физические величины

при организации обобщающего повторения

во внеклассной работе

при подготовке к выпускным экзаменам

в процессе индивидуальной самостоятельной работы

при организации обучения на дому

В заключение, хочется отметить, что дистанционные технологии обучения дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получить доступ к широкой базе знаний. Весь огромный объём информации теперь доступен ребёнку из любой точки, даже если в ней отсутствует развитая коммуникационная инфраструктура. Интернет даёт возможность детям с ограниченными возможностями здоровья общаться с учителями, со своими сверстниками, принимать участие в различных мероприятиях – т. е. активно включаться в социальную жизнь. Таким образом, можно говорить о важности и перспективности технологий дистанционного обучения.

 В целях обеспечения социальной адаптации детей-инвалидов и создания специальных условий для получения детьми-инвалидами профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 года № Пр-3516, протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 8 ноября 2011 года № АЖ-П12-71пр, письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2012 года № 06-308 "О рекомендациях об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования" ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Порядок передачи оборудования детям-инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования в муниципальных образовательных учреждениях города Перми. 2. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования. 3. Управлению по общим вопросам администрации города Перми обеспечить опубликование постановления в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь". 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми Бербер Е.В. Временно исполняющий полномочия главы администрации города ПермиД.И.Самойлов УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации города Перми от № ПОРЯДОК передачи оборудования детям-инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования в муниципальных образовательных учреждениях города Перми I. Общие положения 1.1. Данный порядок (далее - Порядок) определяет правила передачи детям-инвалидам и инвалидами города Перми ранее установленного им в рамках краевого мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (далее - Мероприятие) приоритетного национального проекта "Образование" компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования и программного обеспечения (далее - оборудование), для организации дистанционного образования после окончания школы с целью продолжения обучения в учреждениях среднего, высшего профессионального образования. 1.2. Порядок распространяется на детей-инвалидов и инвалидов, которые по состоянию здоровья на основании медицинских показаний временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации и которым с согласия родителей (законных представителей) и при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой организовано обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, планирующих после окончания общеобразовательного учреждения, подведомственного департаменту образования администрации города Перми, дальнейшее обучение в учреждениях среднего, высшего профессионального образования. II. Порядок передачи оборудования детям-инвалидам и инвалидам 2.1. До завершения ребенком-инвалидом, включенным в Мероприятие, обучения в общеобразовательном учреждении, подведомственном департаменту образования администрации города Перми, в связи с получением основного общего или среднего общего образования оборудование остается в собственности муниципального образования город Пермь и находится в оперативном управлении образовательного учреждения, подведомственного департаменту образования администрации города Перми (далее - Образовательное учреждение), включенного в Мероприятие. Детям-инвалидам на период обучения оборудование передается во временное безвозмездное пользование на основании договора, заключенного между родителями (законными представителями) ребенка-инвалида и Образовательным учреждением. 2.2. После окончания ребенком-инвалидом, Образовательного учреждения в связи с получением основного общего или среднего общего образования оборудование передается в дар ребенку-инвалиду (инвалиду) на основании договора дарения для продолжения образования с использованием дистанционных технологий, а также получения доступа к информационным ресурсам. Если оборудование передается в дар несовершеннолетнему обучающемуся, соответствующий договор дарения заключается с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего. 2.3. В случае потери ребенком, являющимся участником Мероприятия, статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"), возвращается в Образовательное учреждение. Оборудование остается в муниципальной собственности для последующей передачи другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил три года), оборудование передается в дар ребенку, которому предоставлялось по договору безвозмездного пользования. 2.4. В случае получения ребенком-инвалидом, являющимся участником Мероприятия, медицинских рекомендаций об изменении формы обучения при условии сохранения статуса ребенка-инвалида и продолжении дальнейшего обучения в традиционной классно-урочной форме, оборудование продолжает находиться в распоряжении ребенка-инвалида на договорной основе и в дальнейшем может быть передано в дар в соответствии с алгоритмом, описанным в пункте 2.1. настоящего Порядка. 2.5. В случае передачи оборудования детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях, находящихся в социально-опасном положении, образовательной организацией, в которую зачислен ребенок-инвалид, на протяжении всего периода действия договора о передаче оборудования в безвозмездное пользование не реже 1 раза в месяц осуществляется выездная проверка наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления. Позиция о проведении ежемесячных проверок отражается в договоре, заключаемом Образовательным учреждением с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида. 10/5/2014 Document1


Кировского муниципального района Ленинградской области и закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями в качестве особо ценного движимого имущества (далее — компьютерное оборудование). 3. Компьютерное оборудование передается на период обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении детям-инвалидам без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом на основании договора безвозмездного пользования с инвалидами или с родителями (законными представителями) детей-инвалидов при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и общеобразовательным учреждением (далее — «Ссудодатель»).

Письмо минобрнауки россии от 21.02.2012 n 06-308

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право ребенка-инвалида на участие в направлении приоритетного национального проекта «Образование» «Создание дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»: — копия справки об инвалидности; — справка о необходимости обучения на дому по состоянию здоровья; — медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы на компьютере; — копия документа, подтверждающего обучение в образовательном учреждении (при необходимости). 8. Договор безвозмездного пользования компьютерным оборудованием, необходимым для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, заключается не позднее 10 дней с момента подачи заявления, а передача оборудования осуществляется не позднее 10 дней с момента заключения договора о передачи оборудования в безвозмездное пользование. 9.

Здоровье

Споры, возникающие при исполнении настоящего договора,разрешаются путем переговоров, в случае недостижения результатов — в суде. Срок рассмотрения претензии 10 дней. 6.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон. Приложения: Приложение 1. Номенклатура передаваемого оборудования.
Приложение 2. Акт приемки-передачи. Приложение 3. Акт возврата. Приложение 4. Правила контроля за состоянием и целевым использо-ванием передаваемого оборудования. Приложение 5. Регламент эксплуатации передаваемого оборудования.


7. Реквизиты и подписи сторон ССУДОДАТЕЛЬ МОУ « » Директор Адрес: тел./) тел.

Меры социальной поддержки детей-инвалидов

Внимание

Не передавать имущество, указанное в пункте настоящего договора, третьим лицам. Получить полный текст 3.1.4. Производить за свой счет текущий ремонт имущества. 3.1.5. Нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества. 3.1.6.


Инфо

Немедленно извещать Ссудодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры предотвращения угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения имущества. 3.1.7. Выполнять в установленный срок предписания Ссудодателя и иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Ссудополучателя, ставящих под угрозу сохранность имущества. 3.1.8. Ежегодно представлять Ссудодателю документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для заключения настоящего договора.


4. Ответственность сторон 4.1.

В случае потери ребенком, являющимся участником Мероприятия, статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»), возвращается в образовательное учреждение, остается в муниципальной собственности и может быть впоследствии передано другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил 3 года), оборудование передается в дар ребенку. 5.12.

Об обеспечении инвалидов компьютерной техникой

Настоящий договор подлежит расторжению по требованию Ссудополучателя: если имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора, в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. при неисполнении Ссудодателем обязанности передать имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора. 5.5. Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от настоящего договора, известив об этом другую сторону не менее чем за один месяц. 6. Дополнительные условия 6.1. Все взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящимдоговором, разрешаются в соответствии с действующим законодательствомРФ.


6.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются в письменном виде и подписываются всеми сторонами. 6.3. Неотделимые улучшения, в том числе и капитальный ремонтимущества, производятся Ссудополучателем только с письменногоразрешения Ссудодателя.
При этом осуществляется проверка наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления в таких семьях не реже 1 раза в полугодие, данная позиция отражается в договорах безвозмездного пользования, заключаемых образовательным учреждением с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида. 5.14. Отказ родителей (законных представителей) от участия в проекте в середине учебного года должен быть оформлен письменно с последующим информированием управления образования администрации Чусовского муниципального района Пермского края. VI. Правовое положение учителей при дистанционном обучении детей-инвалидов 6.1.

Об обеспечении компютерной техникой детей инвалидов

Важно

Передаваемое оборудование должно использоваться исключительно для дистанционного обучения в соответствии с программой, утвержденной образовательным учреждением. 3. Ссудополучатель понимает, что он несет полную ответственность как за текст почтовых сообщений, так и за всю информацию, данные, текст, программы, музыку, звуки, фотографии, графику, видео, сообщения и другие материалы (далее «материалы»), публично опубликованные или переданные в частном порядке с помощью передаваемого оборудования. Это означает, что Ссудополучатель полностью отвечает за все материалы, который он загружает, посылает, получает, передает или каким-либо другим способом делает доступным с помощью предаваемого оборудования.

Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы района по социальным вопросам Л.К.Сошникову. Глава муниципального района Н.И.СИМАКОВ УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 30.06.2014 N 826 ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ I. Общие положения 1.1. Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в Чусовском муниципальном районе Пермского края в рамках мероприятий по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года (далее по тексту — Мероприятие).
1.2.
Вышеупомянутый акт подписывается уполномоченным представителем Ссудодателя и Ссудополучателем. 6. Ссудодатель оставляет за собой право систематически осуществлять контроль за целевым использованием передаваемого оборудования. 7. Контроль за целевым использованием передаваемого оборудования осуществляется Ссудодателем путем мониторинга Интернет-ресурсов, посещаемых Пользователем, 8. В случае выявления нецелевого использования передаваемого оборудования Пользователю направляется письменное предупреждение. 9. В случае повторного выявления нецелевого использования передаваемого оборудования Пользователю направляется письменное уведомление о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования имуществом. 10.
Под нецелевым использованием оборудования понимает:посещение Интернет-ресурсов, не связанных с целями настоящего проекта; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые Пользователь не имеет права делать доступным по закону или согласно каким-либо контрактным отношениям; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые затрагивают какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьей стороны; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования не разрешенной специальным образом рекламной информации, спама и т.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № Пр-3516 и протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 8 ноября 2011 г. № АЖ-П12-71пр Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования.

Департамент просит представить в срок до 1 июля 2012 г. информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами и инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.

Рекомендации
об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по созданию условий для дистанционного образования по образовательным программам общего образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды). На указанные цели в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии).

Начиная с 2013 года реализация мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках возложенных на них полномочий.

При этом создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов может быть использована для получения такими детьми не только общего, но также дополнительного образования, профессионального образования.

Средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидий, поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и расходуются в установленном порядке на реализацию мероприятий, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования, в том числе на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования (далее - компьютерное оборудование) для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.

Указанные средства могут быть также переданы субъектом Российской Федерации в виде субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, либо компьютерное оборудование, приобретенное уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может быть передано в собственность муниципальных образований.

Таким образом, компьютерное оборудование, приобретенное за счет средств субсидий, находится в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

С учетом изложенного установление порядка использования компьютерного оборудования, приобретенного за счет средств субсидий, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).

Сложившиеся в субъектах Российской Федерации модели организации дистанционного образования детей-инвалидов предполагают передачу компьютерного оборудования в установленном порядке центрам дистанционного образования детей-инвалидов и(или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые, в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе предусмотреть в соответствующих законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (муниципальных правовых актах) порядок передачи указанного компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования, в том числе для использования оборудования при получении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора с совершеннолетними инвалидами или с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей-инвалидов в безвозмездное пользование (в том числе на определенный срок, например, до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или в дар, с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования, при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, также при наличии документов, подтверждающих их поступление в соответствующее образовательное учреждение).

Статьями 18 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены государственные гарантии получения детьми-инвалидами и инвалидами, в том числе начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно статье 19 указанного Федерального закона профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законодательные и(или) нормативные правовые акты, определяющие возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам компьютерного оборудования, необходимого гражданам этой категории для получения доступа к информационным ресурсам и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе в рамках региональных программ в сфере образования и социальной поддержки инвалидов.

В указанных законодательных и нормативных правовых актах целесообразно также предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к сети Интернет без оплаты или на льготных условиях.

Обзор документа

В регионах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2009-2012 гг. должны быть созданы условия для дистанционного образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения. На указанные цели из федерального бюджета выделяются средства. Они расходуются в т. ч. на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.

Оборудование, приобретенное за счет субсидий, является государственной собственностью. Органы власти субъектов Федерации или местного самоуправления устанавливают порядок его использования. Так, компьютеры могут передаваться центрам дистанционного образования или другим образовательным учреждениям, в которых обучаются дети-инвалиды.

Кроме того, компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора в безвозмездное пользование (в т. ч. на определенный срок, например до завершения обучения, или бессрочно), а также в дар. Для этого необходимо подать заявление и документы, подтверждающие поступление в образовательное учреждение.

Дети-инвалиды могут дистанционно получить не только общее, но также и дополнительное, профессиональное образование. Федеральным законодательством для них установлены госгарантии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В региональных законодательных и нормативных актах необходимо предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к Интернету без оплаты или на льготных условиях.

До 1 июля 2012 г. необходимо представить информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.


Top